Сущность и особенности проектирования

Проектное обучение студентов является одним из способов становления профессиональных компетенций будущих специалистов в профессиональном образовании. К настоящему времени проектное обучение стало признанной во всем мире методологией практико-ориентированной модели образования.

Концептуальным основанием проектного обучения является концепция прагматического образования, идеи бихевиоризма (Б. Скиннер, Дж. Дьюи, У.Килпатрик).

В России в 1920-х – начале 30-х годов в обучении школьников использовался метод проектов и Дальтон – план (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий). В 1930 -80-е годы в советской общеобразовательной школе метод проектов не применялся, но частично остался в высшей технической школе. Сегодня в отечественной педагогической теории и практике используются понятия «проектное образование», «метод проектов», «педагогическое проектирование».

Деятельностный подход к совершенствованию образования, да и всех сфер социальной практики, внутренне связан с проектированием. Для правильной оценки современного значения этого метода нужно иметь в виду, что в последнее столетие абсолютизирована роль научного исследования в изучении действительности и оттеснено в этой функции проектирование (и близкие к нему конструирование, программирование, планирование). Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Этот тип научности не противостоит исследованиям, а охватывает и изменяет его согласно требованиям развития практики.

Занимаясь проблемой проектирования, проектной деятельностью в педагогической практике, можно увидеть, что ориентация на проектное обучение возникает в ситуациях реальной гуманизации, реальной личностно-ориентированной педагогике, реальной педагогике свободы, самоопределения и т.п. Проектное содержание деятельности меняет практику, давая возможность проявлять собственные замыслы, инициативы, разворачивать личностное содержание деятельности преподавателю и студенту.

Сегодняшним студентам предстоит жить и действовать в пространстве с меняющимися интересами, специализациями, выдумками. Готовиться к профессиональной деятельности в этом пространстве необходимо в игровых и проектных формах. «Предметы, как они изучаются в школе или вузе, никому не нужны. Проект требует разных знаний и умения привлекать их. Старый тип учёного, который мог в одиночку сидеть над колбочкой, не может быть продуктивным сегодня. Над проектом работает много народу, разделяя труд. Надо выдумать, нужна новая теория, надо знать, как это сделать, что и кого для этого надо привлечь. Но это уже не предмет, это проект» (Е. Сабуров- директор Института проблем инвестирования образования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: