Традиционный подход | Инновационный подход | |
Содержательный компонент | Определяется стандартом образования: главное отличие – унификация, общительность для всех, некая усредненность (рассчитана на «средний интеллект»). | Стандарт образования обогащается за счет дифференциации обучаемых по уровню подготовленности; углубляется и расширяется программа обучения для продвинутых, для особо способных создаются индивидуальные программы повышенного уровня. |
Компонент проектирования (целеполагания) | Определяет цели и задачи преподаватель согласно установленной программе и требованиям общества к подготовке специалиста. | В проектировании целей и определении конечных результатов участвуют и студенты, исходя из своих мотиваций и запросов. |
Модель обучения (методики, методы, средства, педагогические проекты). | Основные формы: лекция, семинар, урок; преобладающие методы монографичны (слово преподавателя); обучение построено по авторитарной схеме – «педагогика требований». | Характерна вариативность методик, активирующих умственную деятельность студентов: провокационные вопросы, эвристические беседы, мозговой штурм, тренинги, «кейс-стади» (обучение по конкретным учебным ситуациям, деловые игры, дискуссии, диспуты). |
Организационный (кибернетический) компонент. | Преподаватель строит свою работу так, что студент должен адаптироваться к преподавателю. Основной источник – учебник и лекция преподавателя. | Используется дополнительная литература, новейшие источники информации, компьютер, аудиовизуальные средства. Творчески организуется образовательное пространство (занятие в кругу, в малых группах). Инноватизация образовательного процесса, использование возможностей компьютерных инновационных технологий. |
Дидактический компонент (мониторинг качества образования). | Используется традиционная пятибалльная система оценки знаний, анализ качества образования по итогам экзаменов и зачетов. | Используется диагностический метод; мониторинг качества образования. Результаты учебной деятельности студента оценивается с учетом его реальных учебных возможностей и исходного уровня знаний. Наиболее перспективная система оценки – рейтинг (знаний студента, преподавателя). Данные диагностики используются для корректировки учебной деятельности. |
Психологический компонент | Преподаватель, как правило, лучше познает психологию продвинутых студентов и, в порядке исключения, психологические особенности отстающих студентов. У преподавателя отсутствует мотив и время для соотнесения особенностей студентов. | Взаимные адаптации в системе отношений преподавателя и студента, адаптивное взаимодействие. Преподаватель формирует интеллект с опорой на объективные и субъективные психологические и биологические законы развития психики. Преподаватель понимает, что высшая степень интеллекта – это мудрость (по определению тибетского врача Ж. Багмаева) – опережать себя и окружающих. |
Вопросы для самопроверки
1. Какие технологии являются наиболее актуальными инновациями?
2. Назовите отличительные признаки инновационных технологий обучения в ВУЗ.
3. Почему в современной высшей школе необходимы инновационные информационные технологии?
4. Какие инновационные процессы, происходящие в системе высшего образования вообще, и в вашем вузе в частности, вы можете назвать?
5. Какова цель современной образовательной политики?
Вопросы для размышления.
1. Почему инновационные технологии существенно повлияют на качество профессиональной подготовки специалиста?
2. Требуется ли освоение и присвоение культуры гипермедиа современной высшей школе. Аргументируйте свою точку зрения.