double arrow

Модуль 6 инновационные технологии обучения студентов в вузе

ТЕМА 1: Инновационные технологии обучения в системе высшего образования.

Революционная новизна происходящих в наше время инновационных процессов внедрения информационных технологий обусловлена тем, что они знаменуют собой зачатки создания принципиально новой культуры общества. Современная культура, являющаяся культурой книги, может быть вытеснена создаваемой и развивающейся на базе современных информационных технологий культурой гипермедиа.

Культура гипермедиа основывается на органичном сочетании и использовании таких технологических компонентов, как глобальные средства компьютерных телекоммуникаций и мультимедийные средства представления информации с ее гипертекстовой организацией.

Одной из важнейших сфер адаптации инновационных информационных технологий является система высшей школы. Необходимость переосмысления и изменения парадигмы высшей школы диктуется несбалансированностью потребностей общества и возможностями системы высшей школы.

Информатизация высшей школы является инструментом ее кардинальной перестройки на пути преодоления кризисного состояния и формирования новой парадигмы высшей школы. Под воздействием информационных технологий идет становление новых форм обучения, изменение его средств и методов.

Инновационные информационные технологии изменяют суть образования, доминантой которого становится взаимодействие и сотрудничество на основе взаимообучения, которое органически соединяет информационную и развивающую модели образования, преодолевая тем самым "лоскутность" учебных курсов и ориентацию на достижения "нормальной" науки.

Масштаб и значение инновационных информационных технологий повышают требования к управлению этим важным социальным процессом, оказывающим активное воздействие на эффективность системы высшей школы. Только при этом условии они могут превратиться в орудие активной национальной политики, способствующей достижению нового системного качества высшей школы. А эффективное управление этим процессом возможно лишь на основе мониторинга происходящих изменений, связанных с развитием информационных технологий, что является сложной междисциплинарной проблемой на стыке естественных и гуманитарных наук.

Новые учебные дисциплины, новые модели обучения, новые методологические алгоритмы обучения являются необходимыми условиями достижения полноты и стабильности использования инновационных информационных технологий в высшей школе.

Анализ инновационных процессов, развертывающихся в системе выс­шего педагогического образования, показывает, что они существенно обо­гащают и отдельные компоненты этой системы, и всю систему в целом, делая ее более гибкой по отношению к современным социально-экономическим условиям.

В 1995 году при РГПУ им. А.И. Герцена был открыт Международный центр образовательных инноваций (МЦОИ). В задачи МЦОИ входит: стимулирование раз­вития научной базы данных об образовательных инновациях в рамках международных проектов сотрудничества; распространение результатов этих проектов; стимулирование взаимообогащения российских и запад­ноевропейских образовательных инноваций путем обсуждения специали­стами ключевых моментов в развитии образования.

Важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий определены «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 года.

«Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы» определена главная цель образовательной политики – обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала системы образования для развития экономики и решения социальных задач страны.

Современное состояние качества подготовки специалистов и требования рынка труда предполагают внедрение научно обос­нованных и экспериментально проверенных нововведений в технологии обучения, которые должны стать важным источни­ком прогресса в подготовке специалистов, способствовать ломке не всегда оправданных традиций и избитых стереотипов в этом процессе.

В педагогических исследованиях нет единой определенной трактовки понятия «нововведение (инновация)». При этом за основу берется определение А.И. Пригожина, в котором но­вовведение (инновация) рассматривается как целенаправленное изменение, которое вносится в определенную социальную еди­ницу — организацию, общество, группу. Так, С.Д. Поляков, ссылаясь на вышеприведенное определение, делает вывод, что нововведение не может быть мгновенным, оно представляет со­бой процесс, причем процесс не стихийный, а имеющий «ав­торов», которые преследуют цель внести эти изменения. Изме­нения вносятся в определенную в той или иной мере организо­ванную людскую общность. Отмечается сложный путь нововве­дения, при котором выделяются три этапа:

1) зарождение инно­вации;

2) ее первоначальное освоение;

3) превращение новов­ведения в традицию.

Выделяются три типа нововведения:

· радикальные: например, в образовании попыт­ки перестройки процесса обучения на основе компьютер­ной технологии;

· комбинаторные: соединение ранее известных элементов в новое (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов);

· модифицирующие (совершенствующие): улучшение, до­полнение имеющейся методики обучения без существен­ного ее изменения.

В современной зарубежной педагогике, как показывает ана­лиз литературы, выделяются несколько видов деятельности, с которыми связывается разработка инновационных моделей обучения:

1. поиски по линии репродуктивного обучения («индиви­дуально предписанное обучение», «персонализированная система обучения», «бригадно-индивидуальное обучение»), конкретно дидактическая база которого, связана с развитием программиро­ванного обучения;

2. поиски по линии исследовательского обучения, в рамках которого учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах деятельности);

3. модель учебной дискуссии, к числу характерных черт ко­торой относятся: ознакомление каждого участника с теми сведе­ниями, которые есть у других, поощрение разных подходов к одному и тому же предмету обсуждения; сосуществование раз­личных несовпадающих точек зрения по обсуждаемым вопросам; возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; побуждение участников к поиску группового соглаше­ния в виде общего решения;

4. организация обучения на основе игровой модели, предпо­лагающей включение в учебный процесс имитационного и роле­вого моделирования.

Применительно к системе высшего профессионального об­разования наиболее актуальными инновациями являются технологии обучения, направленные на:

1. переориентацию целей высшего профессионального обра­зования на получение образования, ориентированного на разви­тие личности, ее способности к научно-технической и инно­вационной деятельности на основе социального заказа;

2. обновление содержания обучения, предполагающее:

· исключение из учебных программ материала, который имеет только историческое значение или носит описа­тельный характер, который может быть перенесен на факультативы;

· модернизацию учебных дисциплин на основе сформиро­ванности их логического и достаточно образного облика, облегчающего студентам понимание и использование
приобретенных знаний в решении проблем науки, техни­ки и технологии;

· интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылку для про­блемно-модульного изучения ряда дисциплин, ориенти­рованных на этот процесс;

3. оптимизацию процесса обучения, направленного на дос­тижение целей подготовки специалистов с минимальными затра­тами сил субъектов этого процесса и одновременным достиже­нием не только высокого качества знаний, умений и навыков, но и развития опыта профессионально-творческой деятельности;

4. перемещение акцента с процесса преподавания на про­цесс учения самих будущих специалистов, освоения ими знаний и опыта под руководством преподавателя на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы за счет сокращения аудиторной, сведения последней к разумному минимуму. Это по­зволит будущим научным работникам (конструкторам и т. д.) участвовать в деятельности научно-технических школ вокруг ведущих ученых вузов, а учение их сделать творческим процессом в научно-техническом познании, основанным на самостоятель­ных занятиях, подкрепляемых контактами с ведущими учеными, инженерно-техническим персоналом вуза, НИИ, КБ и производства. Кроме того, это позволит им работать в собственном темпе и организовать свое самообразование в соответствии со своими интересами.

Вычленяя компоненты образовательной технологии, в контексте традиционного и инновационного подходов к обучению в ВУЗе. Ахметова Д. и Гурье. Л выявляют следующие отличия в их наполнении:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: