Технология направляющих текстов, Технология принятия решений,Технология дидактических задач.
ТЕМА 10: Прогрессивные образовательные технологии.
К прогрессивным образовательным технологиям относятся: информационно – компьютерные, коммуникационно – информационные, дистанционное обучение. Появление каждого из этих направлений вызвано необходимостью достижения определенных целей обучения и, соответственно, решения конкретных задач по совершенствованию учебного процесса на его различных стадиях. При этом учитывались социально-экономические и психологические потребности времени, достижения научно-технического прогресса.
На схемах дано, какую эволюцию прошли компьютерные технологии от обычных традиционных методов компьютерного обучения до методов телекоммуникационных и сетевых технологий.
Понимание роли компьютера как «вычислителя» давно перешло в разряд старомодного, новые аппаратные и программные средства значительно расширили возможности компьютера. Все это постепенно привело к вытеснению термина «компьютерные технологии» термином «информационные технологии». Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционировання, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО
Классификация ИТО.
Традиционные методы компьютерного обучения | Методы информационного ресурса | Технология искусственного интеллекта | Учебное компьютерное моделирование |
| ||||||||
|
|
| ||||||
К сожалению, методические аспекты ИТО не успевают за развитием технических средств. Да это и не удивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в разработке психолого-педагогических проблем, «нетехнологичность» имеющихся разработок считают одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.
Следует отметить, что разработка средств ИТО для поддержки профессиональной подготовки на всех уровнях системы непрерывного образования осложняется еще необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Напомним, что мы рассматриваем современные технологии обучения на примере системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Процесс обучения в ДПО имеет ряд существенных особенностей, к главным из которых относятся:
· контингент (с его неоднородностью по уровню знаний, должностному положению, возрасту, а значит и уровню восприятия учебного материала);
· мотивация (потребность в новых знаниях и чувство ответственности за результаты обучения);
· цели (решение проблем профессиональной деятельности на базе полученных знаний).
Все это необходимо учитывать при организации учебного процесса в системе ДПО, поэтому выбор методов обучения на базе информационных технологий зависит как от целей, задач и содержания обучения, так и от состояния технического программного информационного и методического их обеспечения. Противоречия или несоответствия между этими составляющими делают применение ИТО малоэффективным.
Значительные успехи, достигнутые в последние годы в обоих направлениях информационных технологий, повлияли на развитие дистанционного обучения, повсеместно признанного новой перспективной образовательной технологией во всех формах обучения (очной, очно - заочной, заочной) системы высшего и непрерывного образования.
Дистанционное обучение (ДО), зародившись в конце XX столетия, войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Об этом свидетельствует создание ряда международных и региональных ассоциаций и союзов, результаты пробных занятий и многолетний опыт ведущих открытых университетов мира.
Существует несколько форм дистанционного обучения - от простейших, основанных на электронной почте и функционирующих в режиме off - line, до интерактивных, использующих технологии видеоконференций в реальном режиме времени.
Препятствием широкому внедрению дистанционного обучения являлось отсутствие достаточно проработанных методик организации ДО, включая структурные, методические и технические решения.
Попытаемся систематизировать отдельные аспекты данной проблемы.
Классификация методов коммуникационно-информационных технологий обучения.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте понятие информационных технологий обучения.
2. Классифицируйте информационные технологии обучения.
3. Классифицируйте методы коммуникационно-информационных технологий обучения
Вопросы для размышления
1. С какого на ваш взгляд возраста следует начинать применять в обучении информационные технологии. Обоснуйте свой ответ с точки зрения педагогики и психологии.
2. Все ли образовательные дисциплины можно транслировать при помощи информационно-коммуникационных технологий? Обоснуйте свой ответ.
3. Могут ли информационно-коммуникационные технологии полностью заменить преподавателя? Обоснуйте свой ответ.