Глоссарий. Технология направляющих текстов, Технология принятия решений,Технология дидактических задач

Технология направляющих текстов, Технология принятия решений,Технология дидактических задач.

ТЕМА 10: Прогрессивные образовательные технологии.

К прогрессивным образовательным технологиям относятся: информационно – компьютерные, коммуникационно – информационные, дистанционное обучение. Появление каждого из этих направлений вызвано необходимостью достижения определенных целей обучения и, соответственно, решения конкретных задач по совершенствованию учебного процесса на его различных стадиях. При этом учитывались социально-экономические и психологические потребности времени, достижения научно-технического прогресса.

На схемах дано, какую эволюцию прошли компьютерные технологии от обычных традицион­ных методов компьютерного обучения до методов телеком­муникационных и сетевых технологий.

Понимание роли компьютера как «вычислителя» давно перешло в разряд старомодного, новые аппаратные и про­граммные средства значительно расширили возможности компьютера. Все это постепенно привело к вытеснению тер­мина «компьютерные технологии» термином «информаци­онные технологии». Следуя этой терминологии, можно оп­ределить информационные технологии обучения (ИТО) как со­вокупность электронных средств и способов их функционировання, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО

Классификация ИТО.


Традиционные методы компьютерного обучения   Методы информационного ресурса   Технология искусственного интеллекта   Учебное компьютерное моделирование

               
   
• применение компьютерного моделирования в методах анализа ситуаций и деловых играх; • компьютерное моделирование учебных программ на основе блочно-модульного принципа; • виртуальная реальность.
 
• программированное компьютерное обучение; • программированный компьютерный контроль; • метод выбора одного ответа из нескольких и ввода ключевых слов.
 
• компьютерное обучение на основе базы данных; •технология гипертекста; • гипермедиа технологии; •технология мультимедиа; • компьютерная графика
 
• эвристическое обучение на основе технологии искусственного интеллекта; • метод фальсификации; • метод прецедента
 


К сожалению, методические аспекты ИТО не успевают за развитием технических средств. Да это и не удивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в разработке психолого-педагогических проблем, «нетехнологичность» имеющихся разработок считают одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.

Следует отметить, что разработка средств ИТО для поддержки профессиональной подготовки на всех уровнях системы непрерывного образования осложняется еще необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения. Напомним, что мы рассматриваем современные технологии обучения на примере системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Процесс обучения в ДПО имеет ряд существенных особенностей, к главным из которых относятся:

· контингент (с его неоднородностью по уровню знаний, должностному положению, возрасту, а значит и уровню восприятия учебного материала);

· мотивация (потребность в новых знаниях и чувство ответственности за результаты обучения);

· цели (решение проблем профессиональной деятельности на базе полученных знаний).

Все это необходимо учитывать при организации учебного процесса в системе ДПО, поэтому выбор методов обучения на базе информационных технологий зависит как от целей, задач и содержания обучения, так и от состояния технического программного информационного и методического их обеспечения. Противоречия или несоответствия между этими составляющими делают применение ИТО малоэффективным.

Значительные успехи, достигнутые в последние годы в обоих направлениях информационных технологий, повлияли на развитие дистанционного обучения, повсеместно признанного новой перспективной образовательной технологией во всех формах обучения (очной, очно - заочной, заочной) системы высшего и непрерывного образования.

Дистанционное обучение (ДО), зародившись в конце XX столетия, войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Об этом свидетельствует создание ряда международных и региональных ассоциаций и союзов, результаты пробных занятий и многолетний опыт ведущих открытых университетов мира.

Существует несколько форм дистанционного обучения - от простейших, основанных на электронной почте и функционирующих в режиме off - line, до интерактивных, использующих технологии видеоконференций в реальном режиме времени.

Препятствием широкому внедрению дистанционного обучения являлось отсутствие достаточно проработанных методик организации ДО, включая структурные, методические и технические решения.

Попытаемся систематизировать отдельные аспекты данной проблемы.

Классификация методов коммуникационно-информационных технологий обучения.

 
 


Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие информационных технологий обучения.

2. Классифицируйте информационные технологии обучения.

3. Классифицируйте методы коммуникационно-информационных технологий обучения

Вопросы для размышления

1. С какого на ваш взгляд возраста следует начинать применять в обучении информационные технологии. Обоснуйте свой ответ с точки зрения педагогики и психологии.

2. Все ли образовательные дисциплины можно транслировать при помощи информационно-коммуникационных технологий? Обоснуйте свой ответ.

3. Могут ли информационно-коммуникационные технологии полностью заменить преподавателя? Обоснуйте свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow