Воспитанность, Диагностика, Качественная оценка, Контроль, Наглядность (гласность) диагностирования, Обученность, Объективность диагностирования, Отметка, Оценивание в педагогическом процессе, Оценкав педагогическом процессе, Проверка в педагогическом процессе, Систематичность диагностирования.
ТЕМА 2: Рейтинговая система оценивания достижений студентов.
В настоящее время во многих высших учебных заведениях успешно внедряются современные системы оценки знаний студентов, позволяющие интенсифицировать процесс обучения. Одной из них является модульно-рейтинговая система.
Модуль — автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения.
Модуль – логически завершенная часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчетно–графической работой). Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность студентов, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента, например: участие в научной работе на кафедре, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др.
|
|
Применение рейтинговых систем позволяет реализовать принцип систематичности контроля знаний и умений и индивидуальный подход в процессе обучения.
Рейтинговая система оценки познавательной деятельности студентов – система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала.
Оценка рейтинговой системы должна:
· обеспечить систематическую и объективную оценку успеха каждого учащегося;
· обеспечить творческой, ритмичной и активной работой как педагога, так и студента;
· уменьшить экзаменационный стресс;
· создать дополнительные стимулы в процессе обучения.
Рейтинг – это интегральная оценка в баллах (из возможных 100) всех видов деятельности ребенка, являющаяся количественной характеристикой качества учебной работы.
Рейтинг представляет собой целостную систему оценки, более гибкую и широкую по сравнению с традиционной пятибалльной оценкой.
Весь материал разбивается на модули и определяется максимальный рейтинг каждого из них. В итоге 70 баллов из 100 – успевает, менее 70 – неуспевающий, до 60 баллов – не допускаются к экзаменам,
Контрольная точка – учебное занятие, на котором ребенок должен показать приобретенные знания, умения и навыки, соответствующие стандартам и нормативам.
|
|
Для студентов:
90-100 баллов и на контрольной точке не менее 70, то освобождаются от экзамена.
Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам таких видов контроля, как:
1. Входной контроль — контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине.
2. Текущий контроль — непрерывно осуществляемое "отслеживание" уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях, лабораторно-практических занятиях; своевременного и аккуратного оформления отчета о лабораторной работе и его защите; быстроты и точности решения ситуационных задач. По всем видам деятельности ведется учет баллов, принятый кафедрой, исходя из важности и трудности выполняемых работ.
3. Рубежный контроль — контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, расчетно-графическом задании или системе заданий в виде тестов.
4. Итоговый контроль — контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного или экзаменационного теста по всему предмету.
5. Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).
Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на блоки, возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов, ее реализация в вузе, создает условия для развития личности студента. Самостоятельная деятельность по приобретению студентами знаний и умений предполагает четкую регламентацию обучения в зависимости от содержания предмета, условий обучения, уровня подготовленности студентов к восприятию и усвоению материала.
Что дает рейтинг:
· для студентов - постоянную самодиагностику и самоконтроль учебных достижений, стимулирование систематической работы, регулярную и объективную оценку результатов учения, а также соответствующие права (освобождение от сдачи экзаменов и т. д.);
· для преподавателей - стимулирование эффективности обучения, повышение уровня методической работы, непрерывный контроль и управление ходом учебного процесса, объективность оценки учебных достижений студентов, организацию их индивидуальной и творческой работы, а также объективность оценки своего собственного труда;
· для руководителей - регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, средства дифференциации студентов по уровню обученности и другие возможности организации и управления.
Трудности:
· возрастают затраты времени преподавателя на подготовку к урокам и дополнительные занятия;
· учащимся трудно догнать после болезни, исправить баллы;
· необходимость учащимся готовиться к каждому уроку и знать все темы, всегда быть наготове (при существующей программе нет физической возможности готовить все уроки на высшем уровне);
· пересдача контрольной точки только один раз.
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой рейтинговая система оценки познавательной деятельности студентов?
2. По результатам каких видов контроля формируется рейтинг?
3. Каковы достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания?
Вопросы для размышления.
|
|
- Насколько объективна рейтинговая система оценивания достижений студентов.
- Какое влияние личностно-ориентированное образование окажет на профессиональную компетентность преподавателя ВУЗа в области оценивания достижений студентов.