Основные понятия. Память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узна­вание, продуктивность памяти, ассоциация

Память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узна­вание, продуктивность памяти, ассоциация, образная память, эмоцио­нальная память, двигательная память, словесно-логическая память, дол­говременная память, кратковременная память, оперативная память, непроизвольная память, произвольная память, эйдетическая память, мнемо­техника, реминисценция, персеверация, амнезия, представления памяти, ретроактивное торможение, проактивное торможение, эффект Зейгарник.

Дополнительная литература

1. Андреев, О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. - Екатеринбург: Неси-Пресс, 1992. – 192 с.

2.. Величковский, Б.Н. Когнитивная наука: Основы психологического познания: в 2 т. Т.2 / Б.Н. Величковский. – М.: Смысл: Академия, 2006. – 448 с.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. – 560 с.

4. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов. - М.: АО «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», 1996. – 224 с.

5. Лапп, Д. Улучшаем память – в любом возрасте / Д. Лапп. – М.: Мир, 1993. – 240 с.

6. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

7. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. – 399 с.

8. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 752 с.

9. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. - М.: ЭЙДОС, 1994. – 191с.

12. Станкин, М.И. Общая психология / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

Практические задания

1. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие к представлениям: опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, иллюзия, фантазия, рассказ о прошлом, идеал, гипотеза, галлюцинации, реминисценция.

2. Внимательно пронаблюдайте за членами вашей семьи и выясните, у кого какой вид памяти преобладает?

3. Проведите опыты с детьми дошкольного и школьного возраста по оп­ределению доминирующего вида памяти.

4. Найдите и зафиксируйте в тетради рациональные приемы запоминания.

5. Составьте методичку «Как развивать память?»

Литература к методичке «Как развивать память?»

1. Бардин, К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 1987. С. 30-54

2. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 113-125

3. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов. - М.: АО «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», 1996. С. 125-134

4. Корсаков, И.А. Наедине с памятью / И.А. Корсаков, Н.К. Корсакова. - М.: Знание, 1984. С. 57-61

5. Коноваленко, С.В. Удача – не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно их сдать / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. С. 30 – 34

6. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис. - М.: Знание, 1984. С. 88-100

7. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 1991, С. 69-71

8. Пунский, В.О. Азбука учебного труда / В.О. Пунский. - М.: Просвещение, 1988, беседа 6,8

9. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 80-100

10. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления / Н.И. Хорошевский. – М.: «Дашков и К»; «Наука-Спектр», 2008. С. 7-13, 125-159


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: