1. Дайте психологическое обоснование правомерности приведенного высказывания.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
2. Какие виды мышления проявляются в приведенных ситуациях:
1) написание учеником сочинения на вольную тему;
2) изготовление мастером сложной детали на токарном станке;
3) собирание ребенком конструктора;
4) проектирование дизайнером интерьера помещения;
5) составление руководителем характеристики на своего сотрудника;
6) приготовление кондитером пирожных по новому рецепту;
7) постановка врачом диагноза пациенту на основании описанных симптомов;
8)написание журналистом репортажа об увиденном событии.
3. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту вашей будущей профессии. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы.
|
|
4. Внимательно понаблюдайте за тем, как дети разного возраста решают одни и те же задачи наглядно-действенного плана. Выясните и опишите различия между ними, пользуясь данными о процессе развития у ребенка мышления и речи.
5. Наблюдая за разными людьми (по возрасту) опишите случаи появления у них эгоцентрической речи при решении умственных задач или при решении каких-либо практических задач. Объясните функции, которые выполняет у наблюдаемых эгоцентрическая речь.
6. Составьте методичку «Как развивать мышление?»
Литература к методичке «Как развивать мышление?»
1. Бардин, К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1987, С. 33-45
2. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л.Семенова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 2006. С. 126-140
3. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983. Гл. 2 п. 2, гл. 3 п. 1, гл. 5, приложение.
4. Коноваленко, С.В. Удача – не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно их сдать / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. С. -26 – 30
5. Пекелис, В.Д.Твои возможности человек / В.Д. Пекелис. - М.: Знание, 1984, С. 108-127
6. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 1991, С. 82-85
7. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 101-136
8. Сухарев, В.А. Психология интеллекта / В.А. Сухарев. - Донецк: Сталкер, 1997. – 416с.
9. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления / Н.И. Хорошевский. – М.: «Дашков и К»; «Наука-Спектр», 2008. С. 30-44, 160-174
Занятие 12