Сравнение двух выборочных средних арифметических

(критерий Стьюдента)

Заключается в сопоставлении двух выборочных арифметических и оценивает достоверность различий в результатах. При сравнении двух выборочных арифметических обычно проверяется предположение, что и первая, и вторая выборки принадлежат одной генеральной совокупности и не отличаются друг от друга значимо.

Выборочные совокупности называют связанными (сопряженными), если варианты обеих выборок попарно связаны, и варианты в одной из выборок нельзя произвольно поменять местами.

Если такого соответствия между вариантами нет, то выборки называют несвязанными (несопряженными). Так, при измерении веса пловцов и футболистов получаются выборки несопряженные. Если измеряют вес пловцов до и после тренировки, то получаются сопряженные выборки.

В зависимости от этого, метод Стьюдента (сравнение двух выборочных средних арифметических) проводится разными способами.

Метод Стьюдента для несвязанных выборок

1. Выдвигаем нулевую гипотезу: Н0: ().

2. Выбираем уровень значимости: a = 0,05.

3. Вычисляем tрасч по формулам:

1-й случай: n = n1 = n2; s1 ¹ s2; tрасч =

Число степеней свободы: n = 2 × n - 2.

2-й случай: n1 ¹ n2; s1 ¹ s2; tрасч =

Число степеней свободы: n = n1 + n2 - 2.

3-й случай: n1 ¹ n2; s1 = s2 = s; tрасч =

Число степеней свободы: n = n1 + n2 - 2.

4. Определяем tкр по таблице критических значений Стьюдента (Приложение 2).

5. Сравниваем tрасч с tкр.

6. Если tрасч < tкр., то Н0: ( ) принимается с вероятностью q = 1- a, следовательно выборки не отличаются статистически существенно друг от друга по изучаемому показателю, т.е. обе выборки принадлежат одной генеральной совокупности.

Если tрасч ³ tкр, то Н0: ( ) отклоняется с вероятностью q = 1 - a, следовательно выборки статистически существенно отличаются по изучаемому показателю, т.е. обе выборки не принадлежат одной генеральной совокупности.

Метод Стьюдента для связанных выборок

1. Выдвигаем нyлевую гипотезу: Н0: ( ).

2. Выбираем уровень значимости: a= 0,05.

3. Для каждого испытуемого определяем разности (сдвиги) между результатами первого и второго измерений: .

4. Рассчитать разностей:

5. Вычислить:

6. Вычислить:

7. Определить tрасч = ; число степеней свободы n = n-1.

8. Определить tкр по таблице критических значений Стьюдента (Приложение 2).

  1. Сравниваем tрасч с tкр, делаем вывод (аналогично несвязанным выборкам).
    4.2. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«Нулевые гипотезы и их проверка.

Методы сравнения выборочных совокупностей»

Вариант № ______

Задание: Определить достоверность различий в результатах

____________________________________________________________________________________________________________________________________

                 
                 

I. Метод сравнения Фишера.

Заключается в сопоставлении двух выборочных ____________________ и оценивает ______________________________________________.

1. Выдвигаем нулевую гипотезу: _____________________________

2. Выбираем уровень значимости: _____________________________

3. Определяем основные статистические характеристики выборки: , , , .

                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           

4. Вычисляем расчетное значение критерия Фишера ():

                                                           
                                                           
                                                           
                                                           

5. Находим критическое значение критерия Фишера =_____________

6. Сравниваем с .

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выборки делят на сопряженные, когда измерена одна группа людей дважды по одному показателю, и несопряженные, когда измерены две разные группы людей по одному показателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: