(критерий Стьюдента)
Заключается в сопоставлении двух выборочных арифметических и оценивает достоверность различий в результатах. При сравнении двух выборочных арифметических обычно проверяется предположение, что и первая, и вторая выборки принадлежат одной генеральной совокупности и не отличаются друг от друга значимо.
Выборочные совокупности называют связанными (сопряженными), если варианты обеих выборок попарно связаны, и варианты в одной из выборок нельзя произвольно поменять местами.
Если такого соответствия между вариантами нет, то выборки называют несвязанными (несопряженными). Так, при измерении веса пловцов и футболистов получаются выборки несопряженные. Если измеряют вес пловцов до и после тренировки, то получаются сопряженные выборки.
В зависимости от этого, метод Стьюдента (сравнение двух выборочных средних арифметических) проводится разными способами.
Метод Стьюдента для несвязанных выборок
1. Выдвигаем нулевую гипотезу: Н0: ().
2. Выбираем уровень значимости: a = 0,05.
|
|
3. Вычисляем tрасч по формулам:
1-й случай: n = n1 = n2; s1 ¹ s2; tрасч =
Число степеней свободы: n = 2 × n - 2.
2-й случай: n1 ¹ n2; s1 ¹ s2; tрасч =
Число степеней свободы: n = n1 + n2 - 2.
3-й случай: n1 ¹ n2; s1 = s2 = s; tрасч =
Число степеней свободы: n = n1 + n2 - 2.
4. Определяем tкр по таблице критических значений Стьюдента (Приложение 2).
5. Сравниваем tрасч с tкр.
6. Если tрасч < tкр., то Н0: ( ) принимается с вероятностью q = 1- a, следовательно выборки не отличаются статистически существенно друг от друга по изучаемому показателю, т.е. обе выборки принадлежат одной генеральной совокупности.
Если tрасч ³ tкр, то Н0: ( ) отклоняется с вероятностью q = 1 - a, следовательно выборки статистически существенно отличаются по изучаемому показателю, т.е. обе выборки не принадлежат одной генеральной совокупности.
Метод Стьюдента для связанных выборок
1. Выдвигаем нyлевую гипотезу: Н0: ( ).
2. Выбираем уровень значимости: a= 0,05.
3. Для каждого испытуемого определяем разности (сдвиги) между результатами первого и второго измерений: .
4. Рассчитать разностей:
5. Вычислить:
6. Вычислить:
7. Определить tрасч = ; число степеней свободы n = n-1.
8. Определить tкр по таблице критических значений Стьюдента (Приложение 2).
- Сравниваем tрасч с tкр, делаем вывод (аналогично несвязанным выборкам).
4.2. РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Нулевые гипотезы и их проверка.
Методы сравнения выборочных совокупностей»
Вариант № ______
Задание: Определить достоверность различий в результатах
____________________________________________________________________________________________________________________________________
I. Метод сравнения Фишера.
|
|
Заключается в сопоставлении двух выборочных ____________________ и оценивает ______________________________________________.
1. Выдвигаем нулевую гипотезу: _____________________________
2. Выбираем уровень значимости: _____________________________
3. Определяем основные статистические характеристики выборки: , , , .
4. Вычисляем расчетное значение критерия Фишера ():
5. Находим критическое значение критерия Фишера =_____________
6. Сравниваем с .
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выборки делят на сопряженные, когда измерена одна группа людей дважды по одному показателю, и несопряженные, когда измерены две разные группы людей по одному показателю.