Функции. Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита пла­тежного баланса

Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита пла­тежного баланса.

Своеобразие таких операций заключается в том, что страны - члены Фонда пользуются его ресурсами не в виде займов или креди­тов, а в форме купли или продажи своей национальной валюты или СДР на эквивалент валюты других стран-членов. Такие операции называют­ся сделками «транш».

Полученная фондом национальная валюта или СДР поступают в его полную собственность.

В конце финансового года (к 30 апреля) или через специально оговоренный срок, а это, как правило, 3-5 лет, страна обязана выку­пить то количество своей валюты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты.

Максимальный размер средств, предоставляемых Фондом, зависит от размера квоты страны-заемщика и обычно составляет около 25% кво­ты, т.е. равен взносу страны в иностранной валюте или СДР.

Разница между величиной квоты страны и наличием ее националь­ной валюты в распоряжении Фонда называется резервной долей.

В пределах резервной доли иностранная валюта может быть полу­чена страной-членом без каких-либо ограничений.

Без ограничений страна может также получить кредит на сумму иностранной валюты, предоставленной ею ранее взаймы Фонду.

Общая сумма резервной доли страны и займов, предоставленных ею Фонду, называется резервной позицией страны в МВФ.

Обычно средства Фонда предоставляются заемщикам в форме че­тырех кредитных долей. При этом за каждой последующей долей осу­ществляется более жесткий контроль.

Сроки погашения кредитов МВФ заранее не устанавливаются и обычно составляют до 3-5 лет.

Процентные ставки по кредитам зависят от их сроков и состав­ляют:

до 1 года - 4%;
от 1 года до 2 лет - 4,5%;
от 2 до 3 лет - 5%;
от 3 до 4 лет - 5,5%;
от 4 до 5 лет - 6% годовых.

Погашение кредитов фонда осуществляется путем выкупа у него заемщиком своей национальной валюты на конвертируемые валюты.

При кризисном состоянии платежного баланса страны-члена Фонда простое предоставление финансовой помощи счита­ется недостаточным. МВФ обычно выдвигает требования прове­дения определенных финансово-экономических мероприятий правитель­ством соответствующей страны.

Такой порядок получил наименование принципа обусловленности. Он действует с середины 50-х годов. Одним из проявлений механизма этого принципа является требование режима жесткой экономии, который предполагает:

1) денежно-кредитные ограничения;

2) реформу налоговой системы;

3) сокращение бюджетных расходов путем замораживания заработ­ной платы государственных служащих;

4) уменьшение субсидий;

5) изменение инвестиционных программ;

6) девальвацию (понижение курса) национальной валюты.

С 1952 г. Фонд практикует предоставление резервных кредитов. Они обычно предоставляются на срок до 12 месяцев, но могут продле­ваться до 3 лет.

Используются резервные кредиты на цели, согласованные с Фондом. На долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.

С 1963 г. МВФ ввел систему «компенсационного финансирования». Это краткосрочные кредиты на срок не более 5 лет для финансирова­ния дефицита платежных балансов, связанных с непредвиденным паде­нием мировых цен на сырьевые товары.

На протяжении года страна может получить таких кредитов не более 50% квоты, а общая сумма этих кредитов не должна превышать 100% квоты заемщика.

С 1971 г. для стран, испытывающих серьезные нарушения платеж­ных балансов, введена система «расширенного финансирования». В этих случаях кредиты предоставляются на более длительные сроки - до 4-10 лет. При этом общая сумма обычных и «расширенных» кредитов не должна превышать 265% квоты.

Несмотря на быстрое увеличение уставного капитала МВФ, ему иногда не хватает собственных средств для оказания кредитной помо­щи своим членам. В этом случае Фонд пользуется заемными ресурсами, которые получает по Генеральному соглашению о займах. Это соглаше­ние заключено в 1962 г. со странами «группы 10», т.е. с наиболее развитыми странами. С 1964 г. в Генеральном соглашении участвует Швейцария.

Это своего рода пул, пользоваться которым могут страны, под­писавшие соглашение.

В рамках соглашения МВФ предоставляет займы сроком до 5 лет из образованного специального фонда. При этом кредиты, полученные по соглашению, не входят в расчет их операций по сделкам «транш».

Вторая важнейшая функция МВФ - регулирование валютных курсов и поддержание их устойчивости.

В соответствии с прежними правилами использовалась система фиксированных валютных курсов. Страны-члены были обязаны согласо­вывать с Фондом официальный паритет своей валюты в золоте и долла­рах США и не допускать отклонений валютного курса более чем на ± 1% от паритета.

Обострившийся в начале 70-х годов валютный кризис привел к отказу от фиксированных паритетов и курсов валют. В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ в Кингсто­не (Ямайка) были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 января 1978 г. Эти поправки касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот в капитале Фонда.

Согласно измененному Уставу была отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однов­ременно было предусмотрено повышение роли специальных прав заимс­твования (СДР) в качестве резервного актива в международной валют­ной системе.

В отношении валютных курсов новые правила предоставили каждой стране право выбора режима валютного курса, в том числе и режима свободного плавания валют, т.е. без ограничения пределов их изме­нений.

В современных условиях регулирующая роль Фонда направлена на выявление и устранение в валютной сфере очагов нестабильности.

В этих целях МВФ в соответствии с уставными полномочиями осу­ществляет так называемое «пристальное наблюдение» за состоянием международной валютной системы и экономической политикой каждой из стран-членов Фонда.

За этим термином скрывается огромный объем работы, осущест­вляемой персоналом МВФ, в ходе повседневных контактов и консульта­ций со всеми участвующими в Фонде правительствами.

Третья функция Фонда - устранение валютных ограничений. Одна­ко эту проблему удалось решить лишь частично, т.к. большинство стран, главным образом из числа развивающихся, продолжают сохра­нять валютные ограничения.

Под валютными ограничениями понимается система правительст­венных мер, ограничивающая или жестко регламентирующая права граж­дан обменивать национальную валюту на иностранную. В условиях валютных ограничений вместо рыночного регулирующе­го механизма применяются согласованные действия государства и ор­ганов валютного контроля.

Такая практика, оправданная тяжелой ситуацией в какой-либо стране, в то же время препятствует развитию международной торгов­ли. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, в таких странах валютные ограничения ослабляются и вводится постепенная либерали­зация валютных операций.

Четвертая функция Фонда - урегулирование кризиса задолженнос­ти. Решение долговой проблемы Фонд осуществляет совместно с МБРР.

С 80-х годов применяются следующие направления решения долго­вой проблемы:

1) обсуждение проектов урегулирования задолженности на межп­равительственном уровне и принятие конкретных решений, подкреплен­ных солидной финансовой базой;

2) поддержание притока иностранного финансирования в стра­ны-должники;

3) содействие правительствам в нахождении наилучших направле­ний стабилизации и структурной перестройки экономики с целью выво­да страны из долгового кризиса и ускорения ее социально-экономи­ческого развития.

Пятая функция МВФ - эмиссия СДР.

Участвовать в системе СДР могут только страны - члены Фонда. Только они наделяются лимитами СДР.

Однако получать, держать и использовать СДР могут также:

1) Международный валютный фонд;

2) страны по решению Совета управляющих, не являющиеся члена­ми Фонда;

3) некоторые официальные институты: национальные и региональ­ные валютные фонды.

СДР непосредственно не выполняют функции средства платежа и не используются в расчетах между странами даже для урегулирования государственных обязательств.

Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту. Эта валюта используется для целей, предусмотренных соглашением о СДР.

Фонд обеспечивает для каждой страны-участницы Соглашения воз­можность получения валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран-кредиторов. Страны-кредиторы «назначаются» Фондом из числа тех стран, которые имеют положительные сальдо платежных балансов и крупные резервы.

В целях укрепления доверия к новым резервным средствам перво­начально в Уставе МВФ было зафиксировано золотое содержание едини­цы СДР, равное золотому содержанию доллара США. С 1 июня 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения стоимости СДР. Он основывался на стоимости основных валют, взятых в определенных пропорциях, и назывался «стандартной корзиной» (стандартный набор валют).

Удельный вес каждой валюты в «корзине» зависел от доли страны в объеме мирового экспорта и значения валюты в мировой экономике.

Валютная «корзина» включала пять важнейших валют:

доллар США - 42%;
марку ФРГ - 19%;
японскую иену - 15%;
французский франк - 12%;
фунт стерлингов - 12%.

Введенные с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусмат­ривали постепенное превращение СДР в главный резервный актив меж­дународной валютной системы. В случае возврата к системе фиксированных паритетов, СДР долж­ны были стать универсальным эталоном стоимости национальных валют. Однако провозглашенные цели носили характер пожеланий и не со­держали конкретных указаний относительно средств их достижения.

МВФ сегодня - это гигантский банк данных и мощный центр гло­бального экономического анализа. Результаты анализа выступают как основа контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и экономических прогнозов по всем странам-членам Фонда.

Аналитическая деятельность Фонда тесно связана с представле­нием рекомендаций в области валютно-экономической политики для каждой из стран.

Более того, в последнее время сложилось принципиально новая форма межгосударственного регулирования - многосторонняя координа­ция макроэкономической политики наиболее развитых стран.

Воплощение на практике целей межгосударственного регулирова­ния, естественно, сталкивается с определенными трудностями. Но не следует упускать из виду один существенный аспект: впервые в миро­вой истории правительства крупнейших государств обязались согласо­вывать многочисленные меры, которые исконно считались внутренним делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: