Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита платежного баланса.
Своеобразие таких операций заключается в том, что страны - члены Фонда пользуются его ресурсами не в виде займов или кредитов, а в форме купли или продажи своей национальной валюты или СДР на эквивалент валюты других стран-членов. Такие операции называются сделками «транш».
Полученная фондом национальная валюта или СДР поступают в его полную собственность.
В конце финансового года (к 30 апреля) или через специально оговоренный срок, а это, как правило, 3-5 лет, страна обязана выкупить то количество своей валюты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты.
Максимальный размер средств, предоставляемых Фондом, зависит от размера квоты страны-заемщика и обычно составляет около 25% квоты, т.е. равен взносу страны в иностранной валюте или СДР.
Разница между величиной квоты страны и наличием ее национальной валюты в распоряжении Фонда называется резервной долей.
В пределах резервной доли иностранная валюта может быть получена страной-членом без каких-либо ограничений.
Без ограничений страна может также получить кредит на сумму иностранной валюты, предоставленной ею ранее взаймы Фонду.
Общая сумма резервной доли страны и займов, предоставленных ею Фонду, называется резервной позицией страны в МВФ.
Обычно средства Фонда предоставляются заемщикам в форме четырех кредитных долей. При этом за каждой последующей долей осуществляется более жесткий контроль.
Сроки погашения кредитов МВФ заранее не устанавливаются и обычно составляют до 3-5 лет.
Процентные ставки по кредитам зависят от их сроков и составляют:
до 1 года | - 4%; |
от 1 года до 2 лет | - 4,5%; |
от 2 до 3 лет | - 5%; |
от 3 до 4 лет | - 5,5%; |
от 4 до 5 лет | - 6% годовых. |
Погашение кредитов фонда осуществляется путем выкупа у него заемщиком своей национальной валюты на конвертируемые валюты.
При кризисном состоянии платежного баланса страны-члена Фонда простое предоставление финансовой помощи считается недостаточным. МВФ обычно выдвигает требования проведения определенных финансово-экономических мероприятий правительством соответствующей страны.
Такой порядок получил наименование принципа обусловленности. Он действует с середины 50-х годов. Одним из проявлений механизма этого принципа является требование режима жесткой экономии, который предполагает:
1) денежно-кредитные ограничения;
2) реформу налоговой системы;
3) сокращение бюджетных расходов путем замораживания заработной платы государственных служащих;
4) уменьшение субсидий;
5) изменение инвестиционных программ;
6) девальвацию (понижение курса) национальной валюты.
С 1952 г. Фонд практикует предоставление резервных кредитов. Они обычно предоставляются на срок до 12 месяцев, но могут продлеваться до 3 лет.
Используются резервные кредиты на цели, согласованные с Фондом. На долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.
С 1963 г. МВФ ввел систему «компенсационного финансирования». Это краткосрочные кредиты на срок не более 5 лет для финансирования дефицита платежных балансов, связанных с непредвиденным падением мировых цен на сырьевые товары.
На протяжении года страна может получить таких кредитов не более 50% квоты, а общая сумма этих кредитов не должна превышать 100% квоты заемщика.
С 1971 г. для стран, испытывающих серьезные нарушения платежных балансов, введена система «расширенного финансирования». В этих случаях кредиты предоставляются на более длительные сроки - до 4-10 лет. При этом общая сумма обычных и «расширенных» кредитов не должна превышать 265% квоты.
Несмотря на быстрое увеличение уставного капитала МВФ, ему иногда не хватает собственных средств для оказания кредитной помощи своим членам. В этом случае Фонд пользуется заемными ресурсами, которые получает по Генеральному соглашению о займах. Это соглашение заключено в 1962 г. со странами «группы 10», т.е. с наиболее развитыми странами. С 1964 г. в Генеральном соглашении участвует Швейцария.
Это своего рода пул, пользоваться которым могут страны, подписавшие соглашение.
В рамках соглашения МВФ предоставляет займы сроком до 5 лет из образованного специального фонда. При этом кредиты, полученные по соглашению, не входят в расчет их операций по сделкам «транш».
Вторая важнейшая функция МВФ - регулирование валютных курсов и поддержание их устойчивости.
В соответствии с прежними правилами использовалась система фиксированных валютных курсов. Страны-члены были обязаны согласовывать с Фондом официальный паритет своей валюты в золоте и долларах США и не допускать отклонений валютного курса более чем на ± 1% от паритета.
Обострившийся в начале 70-х годов валютный кризис привел к отказу от фиксированных паритетов и курсов валют. В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ в Кингстоне (Ямайка) были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 января 1978 г. Эти поправки касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот в капитале Фонда.
Согласно измененному Уставу была отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и его членами. Одновременно было предусмотрено повышение роли специальных прав заимствования (СДР) в качестве резервного актива в международной валютной системе.
В отношении валютных курсов новые правила предоставили каждой стране право выбора режима валютного курса, в том числе и режима свободного плавания валют, т.е. без ограничения пределов их изменений.
В современных условиях регулирующая роль Фонда направлена на выявление и устранение в валютной сфере очагов нестабильности.
В этих целях МВФ в соответствии с уставными полномочиями осуществляет так называемое «пристальное наблюдение» за состоянием международной валютной системы и экономической политикой каждой из стран-членов Фонда.
За этим термином скрывается огромный объем работы, осуществляемой персоналом МВФ, в ходе повседневных контактов и консультаций со всеми участвующими в Фонде правительствами.
Третья функция Фонда - устранение валютных ограничений. Однако эту проблему удалось решить лишь частично, т.к. большинство стран, главным образом из числа развивающихся, продолжают сохранять валютные ограничения.
Под валютными ограничениями понимается система правительственных мер, ограничивающая или жестко регламентирующая права граждан обменивать национальную валюту на иностранную. В условиях валютных ограничений вместо рыночного регулирующего механизма применяются согласованные действия государства и органов валютного контроля.
Такая практика, оправданная тяжелой ситуацией в какой-либо стране, в то же время препятствует развитию международной торговли. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, в таких странах валютные ограничения ослабляются и вводится постепенная либерализация валютных операций.
Четвертая функция Фонда - урегулирование кризиса задолженности. Решение долговой проблемы Фонд осуществляет совместно с МБРР.
С 80-х годов применяются следующие направления решения долговой проблемы:
1) обсуждение проектов урегулирования задолженности на межправительственном уровне и принятие конкретных решений, подкрепленных солидной финансовой базой;
2) поддержание притока иностранного финансирования в страны-должники;
3) содействие правительствам в нахождении наилучших направлений стабилизации и структурной перестройки экономики с целью вывода страны из долгового кризиса и ускорения ее социально-экономического развития.
Пятая функция МВФ - эмиссия СДР.
Участвовать в системе СДР могут только страны - члены Фонда. Только они наделяются лимитами СДР.
Однако получать, держать и использовать СДР могут также:
1) Международный валютный фонд;
2) страны по решению Совета управляющих, не являющиеся членами Фонда;
3) некоторые официальные институты: национальные и региональные валютные фонды.
СДР непосредственно не выполняют функции средства платежа и не используются в расчетах между странами даже для урегулирования государственных обязательств.
Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту. Эта валюта используется для целей, предусмотренных соглашением о СДР.
Фонд обеспечивает для каждой страны-участницы Соглашения возможность получения валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран-кредиторов. Страны-кредиторы «назначаются» Фондом из числа тех стран, которые имеют положительные сальдо платежных балансов и крупные резервы.
В целях укрепления доверия к новым резервным средствам первоначально в Уставе МВФ было зафиксировано золотое содержание единицы СДР, равное золотому содержанию доллара США. С 1 июня 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения стоимости СДР. Он основывался на стоимости основных валют, взятых в определенных пропорциях, и назывался «стандартной корзиной» (стандартный набор валют).
Удельный вес каждой валюты в «корзине» зависел от доли страны в объеме мирового экспорта и значения валюты в мировой экономике.
Валютная «корзина» включала пять важнейших валют:
доллар США | - 42%; |
марку ФРГ | - 19%; |
японскую иену | - 15%; |
французский франк | - 12%; |
фунт стерлингов | - 12%. |
Введенные с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривали постепенное превращение СДР в главный резервный актив международной валютной системы. В случае возврата к системе фиксированных паритетов, СДР должны были стать универсальным эталоном стоимости национальных валют. Однако провозглашенные цели носили характер пожеланий и не содержали конкретных указаний относительно средств их достижения.
МВФ сегодня - это гигантский банк данных и мощный центр глобального экономического анализа. Результаты анализа выступают как основа контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и экономических прогнозов по всем странам-членам Фонда.
Аналитическая деятельность Фонда тесно связана с представлением рекомендаций в области валютно-экономической политики для каждой из стран.
Более того, в последнее время сложилось принципиально новая форма межгосударственного регулирования - многосторонняя координация макроэкономической политики наиболее развитых стран.
Воплощение на практике целей межгосударственного регулирования, естественно, сталкивается с определенными трудностями. Но не следует упускать из виду один существенный аспект: впервые в мировой истории правительства крупнейших государств обязались согласовывать многочисленные меры, которые исконно считались внутренним делом.