Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет значение, прежде всего, для самопознания, саморазвития учителя. Учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя как субъекта педагогической деятельности, своего поведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя. Кроме того, психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдение за сложными психолого-педагогическими явлениями, анализировать их с психологической точки зрения, делать психологически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.
Для развития вышеперечисленных способностей будущему учителю необходимо приобрести следующие умения и навыки психологического анализа урока:
· наблюдать за ходом отдельных уроков;
· выделять в процессе наблюдения компоненты урока и давать каждому из них психологическую характеристику;
· вести записи данных, полученных в процессе наблюдений, в соответствии со схемой психологического анализа урока;
· систематизировать собранные данные в соответствии со схемой психологического анализа урока;
· составлять рекомендации по уроку с учетом закономерностей психического развития учащихся и индивидуальных особенностей педагога.
КАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ