Ситуаций

Напряженные ситуации, в которых молодому учителю приходиться общаться (с детьми, их родителями, коллегами), предъявляют серьезные требования к его коммуникативной компетентности. Перечислим основные коммуникативные умения эффективного учителя, которые обеспечивают взаимное понимание партнеров по общению.

Компетентность в использовании невербальных средств общения

В об­щении учителя с учениками большое значение имеет не то­лько содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при обще­нии взрослых может нести до 40 % информации, то при об­щении с ребенком воздействие интонации увеличивается.

Ребенок удивительно точно узнает по интонации отноше­ние к нему взрослых, он обладает «эмоциональным слу­хом», расшифровывает не только содержание, смысл ска­занных слов, но и отношение к нему взрослых. При восприятии слов он сначала реагирует на интона­цию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь взрослых, обращенную к ре­бенку, и он реагирует на них.

Крик и монотонная речь учи­теля лишаются воздействующей силы, поскольку сенсор­ные входы ученика либо заблокированы (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что по­рождает безразличие, как бы четко и правильно ни произ­носились слова и фразы. Такая речь не вызывает пережи­ваний у ученика, и учитель теряет действительно надеж­ный «мост» к сознанию ученика через его переживания. При разговоре с детьми учителю надо четко знать:

· что следует сказать (отбор содержания в диалоге);

· как сказать (эмоциональное сопро­вождение разговора);

· когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место);

· при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

Умение слушать. Результативность речи учителя во многом зави­сит от его умения слушать, «настроиться на волну» учени­ка. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, затрудняя тем самым высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых, учи­телям часто не хватает времени выслушать ученика, у которого есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то уз­нать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

Рассмотрим типичные ошибки слушания, которые может допустить учитель, если не использует техники активного (заинтересованного) слушания:

1. Предвзятое слушание: вы заранее знаете (или вам кажется, что знаете), что хочет сказать человек. При этом вашу реакцию даже и помимо вашей воли будет определять некоторое заранее установленное (и нередко негативное) отношение к сказанному.

2. Избирательное слушание: вы слышите только то, что хотите услышать; все остальное как бы отфильтровывается.

3. Отвлеченное слушание: вы непроявляете эмоций, выглядите как человек, думающий о чем-то другом.

Эмоциональное напряжение в разговоре можно снизить, используя основные приемы активного слушания:

1. Прием «Эхо». Дословное повторение ключевых слов или окончаний фраз, высказанных партнером по общению.

2. Прием «Резюме». Воспроизведение сути высказываний партнера по общению в сжатом и обобщенном виде. При этом можно использовать такие вводные фразы, как: «Итак, Вас интересует…»; «Самым важным для вас является…»

3. Прием «Логическое следствие». Вы выводите логическое следствие из высказываний партнера.

4. Прием «Уточнение». Вы просите уточнить отдельные положения высказываний партнера. Например: «Это очень интересно, не могли бы вы уточнить…»

Невербальное сопровождение приемов активного слушания - вы смотрите на собеседника, ваша поза выражает внимание, вы киваете головой и издаете звуки одобрения.

Как отмечает Дж.Скотт, нужно научиться слушать, чтобы слышать. Если человек чувствует раздражение или страх, ему следует избавиться от этих эмоций, поскольку они могут служить препятствием во взаимоотношениях. Только после того, как человек выслушан и успокоен, может возобновиться обычное бесконфликтное общение. Если человеку не дать возможность высказаться, то с его стороны могут возникнуть враждебность и подозрительность, а общение превратится в хаос и волнение. В состоянии конфронтации трудным выслушать кого-либо: появится желание уйти, уклониться от исхода или переменить тему разговора. Вы можете испытывать нетерпение; услышать одно и то же снова и снова; вы можете захотеть прекратить разговор. Но если вы хотите сохранить ваши взаимоотношения, вам следует слушать другого человека до тех пор, пока он не выговорится и не избавится от своих страхов, которые могут привести к конфликту. Не показывайте свое раздражение: накал страстей будет сдерживать общение. Если вы будете вести себя правильно, то через некоторое время гнев или страх оппонента развеются, что позволит возобновить беседу и взаимоотношения.

Если вы по своему характеру не можете спокойно выслушивать раздраженного человека, не отвечая ему, то очень полезно еще на ранних стадиях конфликтной ситуации убедить себя в необходимости контроля над собой. Скажите самому себе: «Я должен быть спокойным. Я должен слушать» [13].

«Я-высказывания». Этот прием используется для снижения эмоционального накала конфликта, определения потребностей другого человека, создания той атмосферы, которая способствует разрешению конфликта. Ключевой подход в этом случае состоит в использовании так называемых «Я-высказываний» или «Я-обращений».

В целом это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения. Вы говорите о том, чего ВЫ хотите, что ВАМ необходимо или что ВЫ думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, оппонент не осуждается, не обвиняется и не атакуется; человек не будет чувствовать себя «припертым» к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт.

«Я-высказывания» просто начинаются с местоимения «Я» и выражают собственное чувство или реакцию. Например, если вы чувствуете, что вам нужно больше времени для того, чтобы ответить на высказанное другим человеком, вы можете сказать: «Мне бы хотелось иметь больше времени для того, чтобы обдумать это». Или, если вы имеете иную точку зрения на какую-то проблему, вы можете сказать: «Я не согласен с вами в этом вопросе, и МНЕ бы хотелось выразить свое отношение к нему». Если вам хотелось бы получить что-то от другого человека, то вы могли бы выразить свое желание в форме нейтрального требования: «Был бы признателен, если бы вы могли сделать это для меня как можно быстрее».

«ВЫ-высказывания» или «ВЫ-обращения», напротив, могут раздувать конфликты, поскольку для другого человека они представляются обвинительными, осудительными и наступательными, и, следовательно, вынуждающими занимать оборонительную позицию.

Вот примеры типичных «ВЫ-высказываний:

- «ВЫ ошибаетесь»;

- «ВЫ должны сделать то-то и то-то»;

- «ВЫ поступаете опрометчиво»;

- «ВЫ всегда...».

Основная проблема с «ВЫ-высказываниями» состоит в том, что они создают впечатление вашей правоты и неправоты другого человека.

Примеры того, как кажущиеся обвинительными «ВЫ-высказывания» можно превратить в более мягкие и эффективные «Я-высказывания», приведены в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: