В «Я-высказывания»
«ВЫ-высказывания» (обвиняя) | «Я-высказывания» (выражая чувства, интересы и ориентируя на результат) |
«Если что-то необходимо сделать, то ВЫ не звоните мне до последней минуты» | «Когда вы в последнюю минуту звоните мне и просите помочь, Я не всегда бываю свободным для работы с вами, хотя Я и готов сделать все, что могу. Иногда мне бывает обидно, что вы не звоните мне так долго. Я был бы вам весьма признателен, если бы в будущем вы предупреждали меня чуть раньше» |
«Почему ВЫ всегда меня перебиваете?» | «Когда вы пытаетесь сказать мне что-то, когда говорю Я, то Я не могу уделить внимание тому, о чем вы мне говорите, так как сосредоточен на своих мыслях и словах. Я был бы вам очень благодарен, если бы вы потерпели, пока я не договорю, конечно же, исключая те случаи, когда вы считаете свои слова настолько важными, что сказать их необходимо сразу» |
«ВЫ не уважаете меня. ВЫ никогда не вспоминаете о моем дне рождения» | «Когда вы не вспоминаете о моем дне рождения, мне кажется, что Я вам безразличен. Мне бы хотелось думать, что это не так» |
«ВЫ-высказывания» (обвиняя) | «Я-высказывания» (выражая чувства, интересы и ориентируя на результат) |
«ВЫ докучаете мне вашими вопросами» | «Если вы спрашиваете меня о чем-то, когда я занят другим, Я чувствую раздражение, потому что я не готов уделить вам внимание Я был бы вам признателен, если бы вы задали мне все свои вопросы в более подходящее время, например, в... (вы указываете время)» |
«ВЫ никогда не делаете то, чего хочу я; Вы всегда поступаете по своему усмотрению» | «Когда вы принимаете решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, Я чувствую обиду, и МНЕ кажется, что вас не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены желания обоих» |
Имя собственное. Ничто так не способствует сближению позиции, взаимопониманию, как обращение по имени. Называйте ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него, что придаст обращению к нему ласково-требовательный характер. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами, а родители часто обращаются к подросткам в безличной форме. Однако каждый считает свое имя лучшим словом, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.
|
|