Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Развитие школы немыслимо без создания в ней обстановки нравственного императива - той системы ограничений, которую нельзя нарушать, прежде всего учителю.
Приведенные ниже правила педагогического общения учителя могут служить ориентиром в напряженных ситуациях во время практики в школе [11].
Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы»
Установка на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому сложному моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося – позволяет избежать «острых углов» во взаимодействии.
Может оказаться, что причиной конфликтного поведения ученика послужило недоразумение в общении. Вот типичный пример.
«...Учительница математики удаляет из класса ученицу 9 класса за то, что та улыбается на ее уроке. В свою очередь учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): «Уж я над тобой не так посмеюсь!»
|
|
Девушка хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством.
При разбирательстве выясняется, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала. Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг...»
Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета»
Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.
Пример: «...Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте!» Один из учеников с места выкрикивает: «Бестолкового с толку!»
Учительница, расстроившись, уходит с урока...»