Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия»

Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный.

Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д.

Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидное, правильное!) вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и с коллективом класса, а также между учениками. До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе откровенно нерабочая.

Более эффективный способ – второй. Это метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл заключается в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно – в интересах собственного самоутверждения как личности.

Профессионально-психологическая подготовка учителя – это умение применять опосредованный способ воздействия.

Пример: «...Ученица 3-го класса Таня М., упрямая, себялюбивая девочка, пришла в школу с сережками. Учительница сказала ей (при всех), что сережки не к лицу ученице, тем более, что они ей не идут. Но Таня сказала, что сережки - это подарок крестной матери и она будет их носить. На другой день учительница повторила свое требование, тогда Таня спряталась под стол и все 4 урока там просидела. На второй и на третий день она повторила то же самое.

Тогда учительница попросила Таню дать ей примерить сережки. Был сделан вывод, что учительнице сережки очень идут. Это же подтвердили и дети. Учительница сказала: «Может, Таня, ты мне подаришь их?» Таня расцвела и сделала это с удовольствием. Через несколько дней учительница сняла украшение и передала его родителям Тани».

Правило 4. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении»

Рекомендуется заранее, например при подготовке к уроку, быть готовым к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: