Виды устной и письменной работы с текстом

Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лек­ция характеризуются наличием трех частей: вступ­ления, основной части, заключения. Это наиболее удачный способ логической организации передавае­мой информации.

Вступление помогает читающему или слу­шающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развернут в тексте.

В основной части излагается основное со­держание. При этом соблюдается строгая логи­ческая организация материала, последовательность в развитии мысли, доказательность положений, связанность всех высказываний в единое смысловое целое. Особое значение для главной части приобре­тают тезис, аргумент, демонстрация, иллюстрация.

Заключение подводит итог развертыванию главного тезиса, обобщает сказанное, написанное.

Подготовка устного сообщения по теме

При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем опреде­ляется цель сообщения и адресат.

Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого необходимо составить смыс­ловой план сообщения и сформулировать пункты плана введения, основной части и заключения.

Завершающий этап подготовки сообщения – от­бор и запись напротив пунктов плана ключевых слов, словосочетаний.

План смыслового содержания

Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нем основной тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщенно его основное содержание. Другие отрезки текста детализируют основное содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие основной тезис.

Ключевые предложения, словосочетания или сло­ва могут использоваться как пункты плана будущего устного сообщения или подачи автором информации в тексте.

Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются:

1) именные словосочетания;

2) предложения;

3) вопросы.

Составление плана сообщения

Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершенные отрезки, части, между которыми существуют отношения соподчинения, подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый языко­вый материал.

Например:

Тема: Сотрудничество двух стран в области высшего образования

План

1. Цели и задачи сотрудничества.

2. Сотрудничающие стороны (страны):

а) сотрудничество правительственных органов;

б) сотрудничество вузов, секций, кафедр высших учебных заведений.

3. Формы реализации сотрудничества:

а) обмен опытом; обмен специалистами;

б) договоры, соглашения, долгосрочные программы;

в) совместные мероприятия;

г) совместные объекты, темы;

д) выставки;

е) интернациональные студенческие отряды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: