Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного суждения в тексте высказывания.
В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения:
1) доказательство или опровержение:
а) от посылок, фактов к выводу;
б) от тезиса к аргументам и от них – к выводу;
2) познавательное движение:
а) от явления к сущности;
б) от фиксирования изменений к анализу их причин;
в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явления к изучению его количественных параметров;
г) от элементов к их связям;
д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях;
3) движение от конкретного к абстрактному и наоборот.
Ключевые слова
Ключевые слова – это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.
Система языковых средств текста
Текст содержит систему языковых средств, функционирующую в связанных между собой предложениях данного текста.
Решающее значение для установления предмета сообщения и того, что о нем рассказывается, имеют языковые средства, выражающие подлежащее и сказуемое. Все остальные члены предложения расширяют, дополняют, характеризуют информацию, сообщенную главными членами предложения.
Выписки
Выписки – наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписывают отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстративный материал.
Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников.
Тезисы
Тезисы – вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте.
Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных, второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико-структурная схема текста.
Аннотация
Аннотация – предельно сжатое, краткое изложение главного содержания текста. Основным отличием аннотации от реферата является то, что реферат дает представление о содержании оригинала, а аннотация – только о его тематике. Аннотация перечисляет, называет вопросы, проблемы оригинала, но не раскрывает их.
Для аннотации характерно использование специальных оборотов, клише.
Структура аннотации:
1. Предметная рубрика. В этом пункте называется область или раздел знания, к которому относится аннотируемый материал.
2. Тема.
3. Выходные данные источника.
4. Содержание аннотации.