Рассуждение

Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного суждения в тексте высказы­вания.

В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важ­но усвоить следующие структурные элементы рас­суждения:

1) доказательство или опровержение:

а) от посылок, фактов к выводу;

б) от тезиса к аргументам и от них – к выводу;

2) познавательное движение:

а) от явления к сущности;

б) от фиксирования изменений к анализу их при­чин;

в) от рассмотрения качественных характери­стик предмета или явления к изучению его коли­чественных параметров;

г) от элементов к их связям;

д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных усло­виях;

3) движение от конкретного к абстрактному и наоборот.

Ключевые слова

Ключевые слова – это слова, наиболее сущест­венные для раскрытия темы, обозначающие основ­ные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, аб­заца, текста в процессе чтения.

Система языковых средств текста

Текст содержит систему языковых средств, функционирующую в связанных между собой пред­ложениях данного текста.

Решающее значение для установления предмета сообщения и того, что о нем рассказывается, имеют языковые средства, выражающие подлежащее и ска­зуемое. Все остальные члены предложения расши­ряют, дополняют, характеризуют информацию, сооб­щенную главными членами предложения.

Выписки

Выписки – наиболее распространенный вид ра­боты над учебной, научной литературой. Они фик­сируют для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписывают от­дельные положения, факты, цифровой, другой фак­тический и иллюстративный материал.

Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников.

Тезисы

Тезисы – вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читае­мого материала независимо от последовательности его изложения в тексте.

Тезисы могут быть простыми и краткими (вклю­чать только основные положения), а также сложны­ми и полными (включать, кроме основных, второ­степенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объеди­нены не в порядке следования в тексте, а в их логи­ческой связи. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико-структурная схема текста.

Аннотация

Аннотация – предельно сжатое, краткое изло­жение главного содержания текста. Основным отли­чием аннотации от реферата является то, что реферат дает представление о содержании оригинала, а аннотация – только о его тематике. Аннотация перечисляет, называет вопросы, проблемы ориги­нала, но не раскрывает их.

Для аннотации характерно использование спе­циальных оборотов, клише.

Структура аннотации:

1. Предметная рубрика. В этом пункте назы­вается область или раздел знания, к которому от­носится аннотируемый материал.

2. Тема.

3. Выходные данные источника.

4. Содержание аннотации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: