1. Дайте определение понятия «культура речи». Как связаны культура речи и речевой паспорт человека?
2. Какие коммуникативные качества включают в себя
– коммуникативный аспект,
– нормативный аспект,
– этический аспект культуры речи?
3. Раскройте понятие «богатство и выразительность речи». Какие языковые средства помогают сделать речь новой, оригинальной и неповторимой? Приведите примеры.
Тема 5. Общение. Виды общения. Правила общения.
Понятие об общении и его видах.
Единицы общения.
Правила общения.
Речевой этикет.
Понятие об общении и его видах.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Тоска». У старого извозчика Ионы Потаповича умер сын. «Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно». Слез у Ионы нет. Не до слез, когда надо хоть на овес лошади заработать в этот снежный петербургский вечер. Но его тоска стремится найти выход. Иона чувствует потребность с кем-нибудь поговорить. Он обращается к одному, другому седоку – все напрасно. Один рассеян, другой отмахнулся от чужого горя: «Все помрем». Так и не найдя никого, Иона идет ночью к лошади и рассказывает ей о своем горе.
|
|
То, что ищет Иона, – это человеческое общение, «единственная и настоящая роскошь», как называл его Антуан де Сент-Экзюпери.
Общение – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, протекающая преимущественно в виде речи. Общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным основаниям:
1) по цели: фатическое (т.е. неинформационное) – информационное (нефатическое);
2) по форме языка: устное – письменное;
3) по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое – диалогическое;
4) по положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное – дистантное;
5) по количеству участников: межличностное – публичное – массовое;
6) по характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное – официальное;
7) по отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное – стереотипное.