Сравнительно-педагогический анализ
Семинар№8-9
Опытно-экспериментальной работы в ОУ
Проектирование программы
Семинар № 6-7
- Способы введения новшеств в образовательное учреждение: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путъ проб и ошибок, эксперимент.
- Экспериментальная педагогическая деятельность и ее уровни: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.
- Педагогический эксперимент в структуре инновационной деятельности: виды педагогического эксперимента, логика и этапы педагогического эксперимента.
Вопросы и задания к семинару:
1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: способы введения новшеств в образовательное учреждение; проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ, проект: жизненный цикл проекта; класс проекта. Установите взаимосвязь между ними.
|
|
2) На основе автореферата канд. диссертации, разработайте программу опытно-экспериментальной работы в ОУ.
Рекомендуемая литература:
1. Дмитриев В.А., Рюмина Л.С., Привалихин С.А. Технология инновационного проектирования//Школьные технологии.-2006.-№1.-С.84-87.
2. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Поташник М.М. Как разработать проект на получение гранта. Изд-во: М.: Педагогическое общество России 2010.
4. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов./ А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова – М.: АПКиПРО, 2002.
5. Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001.
6. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.
7. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-187973.html
8. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
I. Общая характеристика основных нормативных документов: Стратегия развития образования до 2020 г., Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015 г.», Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009).
II. Этапы современной образовательной реформы в России. Анализ результатов модернизации образования.
|
|
III. Характеристика и анализ инновационных процессов в Омском регионе по критериям эффективности.
IV. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах.
Задания к семинару:
1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: ФГОС-ы общего и профессионального образования; компетентностный подход в образовании; системные изменения в образовательном учреждении; критерии эффективности инновационных процессов. Установите взаимосвязь между ними.
2) Заполните таблицу, позволяющую оценить содержание и эффективность инновационных процессов. Воспользуйтесь материалами, соответствующими своей магистерской программе.
Таблица
Содержание и эффективность инновационных процессов
в системе образования РФ
Направления изменений | Уровень (федеральный, региональный, муниципальный, ОУ) | Содержание изменений | Критерий оценки | Оценка по критерию |
Новые образовательные стандарты | ||||
Непрерывное образование | ||||
Сетевая организация образования | ||||
Становление системы оценки качества образования как общественного договора | ||||
Глобализация и интернационализация образования в России | ||||
Продолжите список |
3) Воспользовавшись материалами статьи Е.Я. Коган и Н.Ю. Посталюк, заполните сравнительно-сопоставительную таблицу, позволяющую оценить содержание инновационные процессы в России и за рубежом.
Вызовы времени | Россия | Европа | США | |||
Школьное образование | Профессиональное образование | Школьное образование | Профессиональное образование | Школьное образование | Профессиональное образование | |
4) Выделите идеи зарубежной образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системе образования РФ. Результаты представьте таблицей.
Идея зарубежного опыта | Инновационные проекты в российском образовании |
Рекомендуемая литература:
1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/ Под обще редакцией А.П.Тряпицыной. - СПб, 2005.Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения «компетентностный подход». М., 2009.
2. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.
3. Бордовская Н.В. «Современные образовательные технологии». М., 2010.
4. Виноградов, В. Н. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Н. Виноградов, О. Г. Прикот. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
5. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.
6. Инновационные центры муниципальной системы образования городаОмска. Под ред. Соломатина А.М., Сосновской Л.Г. и др. Омск 2004 г.
7. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета: научно-методические материалы/ под общей ред. Н.В. Чекалевой.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2009;
8. Новикова Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику//Школьные технологии.-2005.-№5.-С.96-105.
9. Посталюк М.П. В https://iam.duma.gov.ruлияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики.- СПб., 2005. -N 3(15).
10. Стратегия развития российских вузов: ответы на новые вызовы/Под научн. ред. Н.Л.Титовой.-М.: МАКС Пресс 2008.
11. Тряпицына А.П.Инновационные процессы в образовании.// Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей. – СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 1997.
|
|
Нормативные документы:
ü Концепция модернизации содержания общего среднего образования (2001- 2010)
ü Концепция профильного обучения (2003)
ü ФЦПРО (2005)
ü ПНПО (2006-2011)
ü КПМО (2006)
ü Закон об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта (2007)
ü Закон об обязательном общем среднем образовании (2007)
ü Стратегия развития образования до 2020 г.
ü Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015 г.»
ü Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009)
ü Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования(2011)
ü Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2011).
Интернет-ресурсы:
1. «Болезнь новизны в образовании»: по-русски и по-американски. «Продвинутые школы» потеряли свой приоритет [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.ug.ru/01.28/t14.html
2. Инновации как вектор развития образования в современной России [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iovrao.nm.ru/journal/ObG-1_Surtaeva.shtml
3. Инновационныепроцессы в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/enshina.html
4. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_1_5.html
5. Образование будущего. Форсайт «Образование 2030». Дорожные карты будущего [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.metaver.ru