Тема 1: Образование как личностно преобразующая деятельность

Раздел 3. Ребенок как самоценность и субъект образовательного процесса.

Тема 7. Профессионализм педагога как условие успешности его деятельности

и результативности учебно-воспитательного процесса. 2 часа.

Понятие о педагогическом профессионализме, его уровни: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство в педагогической деятельности. Общая структура педагогического профессионализма.

Современные мастера педагогической деятельности, педагоги-новаторы и особенности их работы с детьми (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и др.)

Тема 8. Права ребенка как педагогические ценности. 2 часа.

Международные акты в защиту детей: “Декларация прав ребенка” (1959 г.), “Конвенция о правах ребенка” (1989 г.).

Требования конвенции по защите прав детей.

Этика отношения к детству в ее историческом развитии.

Закон РБ “О правах ребенка” (1992 г.) как основа национального плана действий по защите прав ребенка.

Тема 9. Ребенок — самоценность, его позиция в образовательном процессе. 2 часа.

Школа — пространство развития ребенка, создающее условия для активной жизнедеятельности детей.

Атмосфера учебного заведения.

Феномен “отчуждения” детей от школы, объективные и субъективные факторы его возникновения.

Механизмы формирования положительного отношения ребенка к школе: реализация ведущих потребностей, эмоциональный контакт с учителем, сверстниками, доверительное общение между участниками педагогического процесса, педагогическая поддержка ребенка учителем, его справедливость по отношению к детям, творческий подход учителя к осуществлению педагогического труда.

Сущность субъект-объект-субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе.


План:

1. Сущность понятия “образование”. Цели, задачи образования.

2. Стратегия образования в ХХ1 веке.

3. Роль образования в становлении, развитии и формировании личности.

4.Непрерывное педагогическое образование.

1. Сущность понятия “образование”. Цели, задачи образования. Учитель — это человек, которому поручено выполнять на профессиональном уровне важнейшую социальную функцию — подготовку подрастающего поколения к труду, к жизни в обществе. Эта подготовка происходит в процессе обучения и воспитания сначала только в семье, затем в специальных дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях.

Понятные всем и привычные в обиходе слова “школа”, “обучение”, “воспитание”, “образование” будущим учителем должны быть осмыслены с профессиональной точки зрения.

В словарях и энциклопедиях мы находим следующие их определения: “Школа — это выучка, достигнутый в чем-то опыт, а также учебное заведение, которое обеспечивает такую выучку, передает опыт”.

В БСЭ указывается, что “школа — это учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодежи” [БСЭ, Т. 29. — 1978. — с. 424].

Образование — это процесс и результат усвоения обучающимся системы научных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических взглядов, мировоззренческих идей, то есть системное овладение определенными культурными ценностями. В процессе образования происходит взаимосвязь поколений: последующие поколения усваивают все те духовные богатства, которые выработали предыдущие. Человечество, вырабатывая все новые и новые знания, обеспечивает благодаря организованному и системному образованию усвоение подрастающими поколениями результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе и человеке как их части, в технике и искусстве, в культуре в целом. Немаловажной частью организованного образования является овладение обучающимися трудовыми умениями и навыками как способами применения усвоенных знаний на практике.

Образование — необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, основное средство его приобщения к культуре и овладения ею. Одновременно — это фундамент дальнейшего развития культуры, та база, отталкиваясь от которой, человек создает приращение к уже имеющемуся жизненно важному для развития человечества опыту в самых разнообразных областях: в науке, искусстве, в быту и т.д.

Основной путь овладения определенным уровнем образования — обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умений и навыков, в личностном развитии человека играют самообразование и самовоспитание, культурно-просветительская работа, активное участие в общественно-полезной деятельности, в жизни общества.

Казалось бы, в имеющихся многочисленных энциклопедиях, словарях и педагогических учебниках уже давно и достаточно полно определена сущность понятий “образование”, “школа” и т.д. Однако реалии изменившегося и продолжающего стремительно изменяться сегодня социума требуют их переосмысления и уточнения.

Новое определение понятия “образование” связывается с более глубинным и широким его пониманием: не только и не столько как процесса и результата усвоения знаний, умений и навыков, общественного опыта в целом, а как “ осознание человеком себя и общества, окружающей природы и космоса, как “окультуривание” человеческих чувств и мышления, преобразование внутреннего мира людей и социальной действительности по законам красоты и гармонии” [7,с. 4].

В современном понимании образование — это свободное и творческое создание человеком собственной личности, своего образа как человека, определяющего его деятельность во всех сферах жизни.

В связи с таким осмыслением понятия “образование” его важнейшей целью следует считать не столько приобретение определенной суммы знаний, формирование на их основе умений и навыков в определенных видах деятельности, сколько “ развертывание и использование человеческих сил и способностей согласно законам природы человека и рационального жизнеустройства — хозяйства, социума, ноосферы. Человек должен найти себя в мире и обществе, раскрыть и реализовать свой потенциал, свою сущность” [7,с.5]. (По И. Вернадскому, ноосфера — это новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится силой, оказывающей определяющее влияние на развитие жизни на Земле, впоследствии и на околоземном пространстве, глубоко изменяя ее своим трудом).

Определение и осмысление глобальной цели образования позволяет обозначить его важнейшие задачи:

— приобщение обучающегося к общекультурным и национальным ценностям человеческого общества;

— формирование у учащегося понимания приоритетности в жизни знаний и компетентности, высокого уровня профессионализма;

— становление мировоззрения обучающегося, его миропонимания и мироощущения;

— создание условий для самореализации образовывающегося человека (в обществе, в природе.

Важно, чтобы построенное на научных знаниях образование, которым овладевает учащийся, способствовало выработке у него идей и духовных принципов, обусловливающих как идеалы и нормы бытия, так и содержательно-смысловые представления и ценностные ориентации.

Важнейшим средством, инструментом и источником образования является учитель. Именно он должен открывать ученику (образовывающемуся человеку) все новые и новые возможности его духовного и профессионального роста и одновременно расти в этих направлениях сам.

Такой подход к пониманию образования и роли учителя в нем изменяет цели и задачи педагогической теории и практики. Педагогическая теория и современные педагогические технологии сегодня обязаны базироваться на подходе к растущему, образовывающемуся человеку как к бесконечной возможности, а к образованию — как к бесконечно совершенствующемуся процессу формирования человеческого начала в Человеке.

2. Стратегия образования в ХХ1 веке. На разных исторических этапах развития человеческого общества существовала и существует своя стратегия образования (стратегия — это обобщенный способ действия, направленного на достижение цели). О стратегиях развития образования в разные исторические периоды в нашей стране и за рубежом вы узнаете в курсе изучения истории педагогики и образования. Какова же стратегия образования в ХХ1 веке?

Ее определяет характер, специфика начинающегося столетия. По мнению Н.И Латыша, у нынешнего века много имен. Его называют веком высоких технологий, информационных обществ, постиндустриальных экономик, веком экологии, биологии, плюрализма... Обобщенно грядущий век можно назвать веком образования, но не традиционного образования, для которого главной задачей была передача от поколения к поколению определенной суммы знаний, умений и навыков, ценностей, а нового, сущность которого, как мы уже определили, не сводится только к усвоению и переработке информации [7].

Рой Сингх в статье “Образование в условиях меняющегося мира” ключевым направлением нового образования считает его устремленность в будущее на основе переоценки прошлого. Он считает, что в процессе традиционного, но не отвечающего требованиям нового столетия образования, мы учились у прошлого, пытаясь воспроизвести и воссоздать его. Сегодня настало время учиться у будущего, приближая и опережая его. Наследие прошлого при этом надо знать, но не отвергать его, а переоценивать с позиций будущего [10].

О.А. Белянова подчеркивает, что в ХХ1 столетии человечество все более осознает себя единым целым: формируется всемирное хозяйство как целостный экономический механизм, развиваются интернациональные информационные системы, совершенствуются транспортные средства. Все это позволяет сегодня осознать, что Земля — это общий дом для всех живущих на ней людей и вырабатывать единую образовательную систему. В связи с этим важнейшим стратегическим направлением современного образования можно считать его интернационализацию [ 1, с. 127 — 134 ].

При ЮНЕСКО в конце прошлого века был основан Европейский центр высшего образования, куда вошли представители стран Западной и Восточной Европы. По инициативе центра проводятся конференции ректоров университетов европейских стран, разнообразные научные совещания, происходит обмен студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями стран, входящих в центр.

В ХХ1 веке актуальна задача выработки общемировых материальных и культурных ценностей, формирования планетарного сознания всех землян, актуален поиск оптимальных путей развития образования, соответствующего потребностям общества и личности.

Вместе с тем, констатируется тот факт, что декларация универсальной общечеловеческой миссии образования, продиктованная научной и экономической интеграцией государств, входит в противоречие со стремлением больших и малых народностей сохранить свою национальную систему образования. Ведь перед каждым народом возникает непростая, но насущная проблема — “ осмыслить свое место в мире, определить его так, чтобы не раствориться среди других и не уклониться в самоизоляцию” [12].

В этой ситуации перед представителями науки, культуры и образования (таковым является в первую очередь учитель) стоит задача выработки такой концепции образования, в которой гармонично сочетаются интернационализация образовательных процессов и сохранение уровня национального самосознания образовывающегося человека. Решение этой проблемы весьма актуально для Беларуси. В связи с этим конец второго тысячелетия и начало нового в нашем государстве ознаменовались разработкой национальной концепции образования, в которой как важнейшее стратегическое направление определена идея возрождения и развития национального самосознания белорусов.

Важнейшими стратегическими направлениями развития образования во всем мире являются обеспечение многоуровневости и непрерывности образования. Многоуровневое образование направлено на индивидуальное развитие обучающихся, то есть оно предполагает обучение и воспитание с учетом потребностно-мотивационной сферы развивающейся личности, ее природных особенностей, задатков, способностей и т.д.

Непрерывность образования призвана обеспечить соединение дошкольного, общего среднего, профессионального и последипломного образования в целостный пожизненный процесс приобретения и обновления знаний, умений и навыков. Это стратегическое направление образования во всем мире продиктовано стремительным развитием научно-технического прогресса, цивилизации в целом.

Обобщая все, сказанное выше о стратегии образования в ХХ1 веке, мы приходим к выводу, что образование нового столетия направлено на решение задачи формирования целостной личности, творческих и нравственных качеств человека, способного развивать цивилизованное общество, одновременно сознавая свою ответственность за роль нации в мировой культуре и экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: