Коллективная методическая работа в учреждениях начального профессионального образования. Педагогический совет, методические комиссии и другие формы методической работы

К коллективным формам методической работы относятся: педагогический совет училища; методические, предметные (цикловые) комиссии; методические совещания; проблемные семинары; практикумы; школы передового опыта, педагогические чтения.

Педагогический совет является постоянно действующим совещательным органом при директоре училища для обсуждения наиболее актуальных вопросов работы учебного заведения: совершенствование процесса обучения и воспитания учащихся; внедрение в педагогическую практику достижений науки и передового педагогического опыта; повышение ответственности педагогического коллектива за учебно-воспитательную работу; выработка единых требований педагогического коллектива по важнейшим вопросам обучения и коммунистического воспитания.

Значительное место в деятельности педагогического совета занимают вопросы, посвященные методической работе в училище. Педагогический совет обсуждает работу методических и предметных комиссий, результаты проведения методических совещаний, семинаров и педагогических чтений, мероприятия по повышению квалификации мастеров, преподавателей и других работников училища, внедрению в учебно-воспитательный процесс эффективных форм и методов обучения и воспитания, современных технических средств обучения.

На заседаниях педагогического совета мастера отчитываются об учебно-воспитательной работе в группе, выступают с докладами и сообщениями о мерах по улучшению организации производственного обучения и практики учащихся. Педагогический совет обсуждает результаты внутриучилищного и инспекторского контроля за работой преподавателей и мастеров, мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Методические, предметные (цикловые) комиссии организуются для разработки, обсуждения и внедрения в практику работы преподавателей и мастеров наиболее эффективных форм, методов и дидактических средств в целях повышения качества обучения и воспитания учащихся.

Работа методических комиссий строится по трем основным направлениям: повышение качества учебно-воспитательной работы с учащимися; изучение и разработка учебно-методической документации; повышение педагогической квалификации преподавателей и мастеров.

Большое внимание методические комиссии уделяют разработке и внедрению межпредметных связей производственного обучения и предметов профессионально-технического и общеобразовательного циклов.

Методические комиссии организуют работу преподавателей и мастеров по составлению методических разработок, являющихся серьезным творческим документом, где излагаются основные вопросы содержания, организации и методики обучения.

Методические комиссии активно участвуют в организации и работе школ передового педагогического опыта, практикумов, проблемных семинаров, педагогических чтений, работе педагогического кабинета, организуют обмен опытом работы преподавателей и мастеров путем взаимопосещения уроков, шефства опытных преподавателей и мастеров над менее опытными.

Методические совещания проводятся руководителями училища и являются средством конкретного инструктирования педагогического коллектива и обмена опытом учебно-воспитательной работы. Состав участников методических совещаний зависит от характера обсуждаемых вопросов: они могут проводиться с преподавателями и мастерами раздельно или совместно.

На методических совещаниях обсуждаются отдельные проблемы общеметодического характера, представляющие интерес для всех участников совещания, а также текущие методические вопросы, требующие срочного обсуждения и принятия решений.

Эффективной формой повышения педагогической квалификации работников училища являются проблемные семинары, деятельность которых тесно связана с работой педагогического коллектива над единой педагогической темой. В подобной работе обычно участвуют большинство преподавателей и мастеров в течение всего учебного года или нескольких лет. Темы выбираются с учетом их актуальности для данного училища. Каждый педагогический работник в рамках единой темы занят методической разработкой вопроса в соответствии с условиями и особенностями своей профессии, предмета. Едиными педагогическими темами могут быть: активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения; методика и организация закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков учащихся; повышение эффективности применения технических средств обучения и т. п. Как показывает опыт, организация творческой работы мастеров и преподавателей над единой педагогической темой во многом способствует повышению уровня их педагогических знаний и мастерства. На проблемных семинарах для работников училища читается цикл лекций по теме семинара, а затем проводятся семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы. В результате коллективной деятельности на основе единой тематики создаются методические разработки.

Методические практикумы организуются в училищах для совершенствования методической подготовки мастеров и преподавателей, практического овладения ими техникой педагогического труда, освоения рациональных способов выполнения трудовых приемов (например, практикумы для освоения способов применения технических средств обучения, устройств для программированного обучения, составления инструкционных карт и т. п.). Руководят практикумами наиболее опытные преподаватели и мастера.

Школы передового опыта объединяют выполняющих одинаковые обязанности работников училища (или ряда училищ) вокруг квалифицированного коллеги или новатора производства - руководителя школы, который передает свой опыт работы. Формы и содержание работы школ зависят от состава их участников и характера изучаемого материала. Наибольшее распространение получили такие формы занятий: посещение слушателями школы уроков руководителя; посещение руководителем уроков слушателей школы с их последующим анализом; совместная разработка методики и организации проведения занятий по отдельным темам; изучение современного оборудования и передовых приемов работы на нем, высокопроизводительных инструментов, приспособлений, новых материалов и способов их обработки. Программы школ передового опыта составляются их руководителями совместно с работниками учебно-методического кабинета.

Работа школ планируется в зависимости от их задач. Если изучается работа передового мастера или преподавателя в целом, что требует всестороннего ознакомления с методами организации учебного процесса и внеклассной работы, то занятия планируются на весь учебный год, если же школа создана с целью изучения отдельных сторон деятельности мастера, преподавателя или другого работника, - на соответствующий период.

В заключение работы школы проводится семинар, на котором участники школы делают сообщения об эффективности внедрения в практику своей работы изученного передового опыта, подводятся итоги занятий.

Педагогические чтения являются одной из массовых форм выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, а также средством привлечения инженерно-педагогических работников училищ к научной разработке актуальных вопросов профессионально-технического образования.

В системе профтехобразования сложилась четкая система организации педагогических чтений. Мастера и преподаватели готовят доклады и выступают с ними на училищных педагогических чтениях. Лучшие доклады рекомендуются на областные, краевые чтения. На них также отбираются лучшие доклады, которые рекомендуются на республиканские педагогические чтения, проводимые обычно один раз в два года.

Докладчиками на областных и республиканских чтениях выступают преподаватели, мастера производственного обучения, работники управлений и учебно-методических кабинетов профтехобразования, ученые, ведущие исследования в области профтехобразования, инженерно-технические работники предприятий.

Тематика педагогических чтений разрабатывается учебно-методическими кабинетами и охватывает все стороны учебно-воспитательной работы в училищах.

54 НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКОВ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ И ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Цели анализа уроков теоретического обучения

Основные задачи:

- проверка качества теоретического обучения учащихся, выявление уровня их знаний, навыков и умений;

- воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;

- выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.

Цели анализа урока:

1. Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач преподавателя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы преподавателя и др.

Анализ уроков теоретического обучения

Анализ урока, как правило, начинается с определения его места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока — насколько она соответствует его содержанию.

Анализ целей урока. Здесь отмечаются два момента: насколько полно и четко сформулированы цели урока — образовательная, воспитательная, развивающая в поурочном плане преподавателя и как они реализованы непосредственно на уроке.

Анализ структуры и организации урока. Оценивая рациональность структуры урока, руководитель должен учитывать место и роль данного урока в системе уроков по изучаемой теме программы, его дидактическую, воспитательную и развивающую цель, особенности содержания и характер учебного материала, состав учащихся, оснащенность учебного кабинета. Необходимо также оценить соответствие реальной структуры урока запланированной, целесообразность отступлений преподавателя от плана, если такие имели место.

Наряду с оценкой рациональности избранной последовательности элементов урока важно оценить оптимальность количества времени, выделенного на каждый из них.

Анализ содержания урока. Анализируя урок по содержанию учебного материала, необходимо определить соответствие его требованиям учебной программы. При этом важно, во-первых, установить полноту, целостность охвата содержанием урока соответствующих положений программы, во-вторых, - не упустить из виду нежелательное превышение программных требований, что порою имеет место и ведет к перегрузке учащихся.

Анализ методики проведения урока. Центральным звеном анализа урока является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной работы преподавателя и учащихся, их сочетания.

С этой целью выясняются следующие вопросы: какие методы и методические приемы были использованы на уроке, в какой степени эти методы соответствовали учебно-воспитательным задачам данного урока, содержанию учебного материала, степени его сложности, уровню подготовленности учащихся; какие сочетания методов использовались и насколько они рациональны; в какой степени осуществлялись обучающие, воспитывающие и развивающие функции методов, применяемых преподавателем на уроке; как используемые методы способствовали развитию мышления, памяти, речи учащихся, углублению интереса к изучаемому предмету; в какой степени методы преподавания стимулировали познавательную активность учащихся; как они формировали навыки и умения самостоятельной учебной работы (умения самостоятельно приобретать знания).

Важными компонентами педагогического анализа урока являются оценка его воспитательного влияния на учащихся, анализ содержания, методики и организации контроля и оценки знаний и умений учащихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних заданий.

Необходимым элементом педагогического анализа урока является заключение о его эффективности. Из других способов проверки результатов урока можно выделить краткий опрос учащихся проверяющим, выполнение учащимися миниконтрольных работ по заданию руководителя, ознакомление с тетрадями учащихся и др.

Наблюдение и анализ уроков производственного обучения

Общие подходы к организации, содержанию и методике педагогического анализа уроков производственного обучения аналогичны контролю уроков теоретического обучения. Вместе с тем контроль уроков производственного обучения имеет определенную специфику в организационном плане, имея в виду, что длительность урока производственного обучения, как правило, равна полному рабочему дню – 6 - 7 часов, и практически невозможно, да и не нецелесообразно наблюдающему быть на уроке от начала до конца.

В практике наиболее типичным является такой вариант общего анализа урока производственного обучения в учебных мастерских: проверяющий (анализирующий) полностью присутствует при проведении вводного инструктажа, 1-1,5 часа в процессе упражнений (самостоятельной работы) учащихся, т. е. когда учащиеся «входят в работу», затем 30-40 мин через 3-3,5 часа после начала урока (в период нормального темпа и ритма работы учащихся) и при проведении заключительного инструктажа. Это дает возможность внимательно разобраться в деятельности мастера и учащихся.

Анализ уроков производственного обучения целесообразно проводить по следующей примерной общей схеме:

Условия и обстановка проведения занятий: организация, содержание и обслуживание рабочих мест учащихся, их санитарно-гигиеническое состояние; обеспечение учащихся работой, инструментами и приспособлениями в соответствии с требованиями программы; наличие нарядов у учащихся, обеспеченность их учебной и производственной документацией.

Содержание, организация и методика проведения вводного инструктажа:определение цели занятий; обоснованность отбора материала вводного инструктирования учащихся мастером или работниками предприятия; методика объяснения и показа трудовых приемов и процессов; методика использования наглядных пособий, технических и других средств обучения, учебно-технической документации; способы решения воспитательных задач; отражение современных достижений техники и технологии; способы развития интереса и познавательной активности учащихся; организация и методика закрепления материала вводного инструктирования; доступность, техническая грамотность инструктирования; степень усвоения учащимися материала вводного инструктажа.

Содержание упражнений (самостоятельной работы) учащихся, методика и организация текущего инструктирования учащихся мастером: правильность подбора учебно-производственных работ; правильность установления целей и планомерность обходов мастером рабочих мест, своевременность помощи учащимся; степень самостоятельности учащихся при выполнении учебно-производственных заданий, правильность используемых ими приемов и способов работы; выяснение характера затруднений, испытываемых учащимися в процессе работы; качество работ и выполнение учащимися норм выработки, соблюдение правил безопасности труда; порядок контроля приемки готовых изделий; оказание методической помощи учащимся мастером производственного обучения.

Проведение заключительного инструктажа: при анализе этой части урока необходимо исходить из основной цели заключительного инструктирования - на основе анализа успехов и недостатков показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать ошибок и закрепить успехи.

Анализируя урок, необходимо также оценить стиль работы преподавателя, его педагогический такт, технику речи, глубину знания предмета; организованность проведения занятий; интерес, активность, дисциплинированность учащихся. Анализ урока должен включать также оценку внешних условий и обстановки проведения занятий, т. е. обеспеченность наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими материалами; наличие необходимого оборудования, инструментов; состояние рабочих мест преподавателя и учащихся; санитарно-гигиенические условия проведения занятий.


ПОСОБИЕ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

для студентов всех форм обучения по специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям)

Редактор:

кандидат педагогических наук, Бурляева В.А.

Подписано в печать 08.09.2007г.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печ. л. 9,5

Тираж 500. Заказ № 17

Отпечатано в ННГТИ

357100, г. Невинномысск, Ставропольский край, ул. Гагарина, 134


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: