Серии и нумерация локомотивов

Серии присваивает завод-изготовитель и заказчик локомотива. На наших железных дорогах применяется буквенно-цифровая система обозначения серий.

Электровозы отечественного производства обозначаются буквами ВЛ (Владимир Ленин) и цифрами, которые выражают техническую характеристику или порядковый заводской номер конструкторского варианта этой машины. Затем, через черточку, указывается порядковый номер машины в данной серии.

Так, например, ВЛ80к-0145 означает восьмиосный электровоз переменного тока, имеющий кремниевый («к») выпрямитель, и в этой серии его порядковый номер 145.

Электровозы, построенные по заказу для наших железных дорог на зарубежных предприятиях, имеют также буквенно-цифровое обозначение. Например, пассажирские электровозы чехословацкого производства имеют обозначения: ЧС2 — шестиосный односекционный электровоз постоянного тока, ЧС7 — восьмиосный двухсекционный электровоз постоянного тока и, соответственно, ЧС4 и ЧС8 — шести-и восьмиосные электровозы переменного тока.

Для тепловозов, построенных после 1945 года, было применено буквенно-цифровое обозначение серий, отличающееся от обозначения электровозов. Здесь буквенная часть состоит также из двух или трех букв, но имеющих иное значение, например: 2ТЭ10 означает: Т — тепловоз, Э — с электрической передачей, 2 — двухсекционный, 10 — завод постройки — Харьковский транспортного машиностроения. Цифры от 1 до 49 в обозначениях серий показывают, что проект выполнен на Харьковском заводе; цифры от 55 до 90 — на Коломенском заводе; обозначение ТЭП60 свидетельствует о принадлежности тепловоза к пассажирскому парку (буква П).

Маневровые тепловозы с электрической передачей имеют обозначения ТЭМ1, ТЭМ2, ЧМ2, ЧМ3, ЧМ5 и др.: тепловозы с гидравлической передачей — ТГ102, ТГМ (М- маневровый).

Эксплуатирующиеся на дорогах электропоезда также имеют буквенно-цифровые обозначения. Например, ЭР2 обозначает электропоезд постоянного тока постройки Рижского вагоностроительного завода; ЭР9 — то же для переменного тока.

Скоростной электропоезд, рассчитанный на движение со скоростью 200 км/ч, обозначен ЭР200.

Новые электропоезда Демиховского машиностроительного завода обозначены буквами ЭД; Торжокского машиностроительного завода-буквами ЭТ.

Буквенно-цифровое обозначение используется и для дизель-поездов и автомотрис. Дизель-поезда постройки Рижского вагоностроительного завода имеют обозначение ДР1 (1 — первый тип). Дизель-поезда постройки Венгерских заводов обозначены серией Д и Д1; дизель-поезда, построенные в Чехословакии имеют обозначение АЧ (АЧ1, АЧ2).

С 1984 г. на тяговом подвижном составе отечественных железных дорог, помимо буквенно-цифровых обозначений на боковых стенках кузовов, ставится специальное, состоящее из восьми цифр, обозначение с целью использования счетно-решающих устройств при составлении маршрутов поездов.

Для тепловозов такой принцип кодирования имеет следующий вид.

Первый знак номера для всех тепловозов 1. Это означает, что тепловозы относятся к тяговому и специальному видам подвижного состава; второй знак номера указывает на тип тепловоза по числу секций: 5 — односекционные, 6 — многосекционные; третий знак обозначает род службы тепловоза — для односекционных: 0 — пассажирские, 1 — грузовые, 2…9 — маневровые; для многосекционных: 0 — пассажирские, 1…9 — грузовые с электрической передачей; четвертый знак в сочетании с третьим указывает на серию тепловоза; пятый, шестой и седьмой знаки соответствуют порядковому номеру тепловоза данной серии; восьмой знак — контрольный.

В настоящее время на локомотивах используются оба вида обозначений. На лобовых стенках или буферном брусе сохраняется старое буквенно-цифровое обозначение. Новые обозначения локомотива наносятся на боковых стенках кузовов локомотивов в соответствии со специальными чертежами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: