Упражнение «Круг интересов»
Цель: выявление круга интересов будущих учителей, определение самого широкого круга интересов в группе, ознакомление с самой высокой шкалой интересов студенчества.
Инструктаж. Вероятно, вы встречали людей, с которыми очень интересно. Они готовы поддержать разговор, обсудить как политические, так и культурные события. А с другими через несколько минут понимаешь, что говорить не о чем. Почему так бывает? Скорее всего, первые отличаются широким кругом своих интересов, а вторые... Не будем здесь уточнять, причины могут быть разные.
А вы, к какой группе людей вы можете отнести себя? Каков круг ваших интересов? Чем вы увлекаетесь, что читаете, чем занимаетесь в свободное время? Может быть это музыка? Спорт? Технические изобретения? Литература?
Давайте более подробно проанализируем круг ваших интересов. Для этого сначала заполните аналитическую таблицу.
Аналитическая таблица «Круг интересов»
№ | Сфера | Конкретные примеры | Примечание |
1. | |||
2. | |||
и т.д. |
Время на составление таблицы 3-4 минуты. После этого вы объединитесь в малые группы по 3-4 человека и обсудите ваши индивидуальные аналитические таблицы. В результате вашего обсуждения вы должны определить «самого интересующегося», т.е. человека с наиболее широким кругом интересов».
|
|
Рекомендации ведущему. Форма работы уже довольно хорошо знакома участникам, но, тем не менее, нужно еще раз спросить, все ли понятно, и в случае необходимости оказать индивидуальную помощь нуждающимся. При объединении участников в малые группы посоветуйте им поработать с теми членами группы, с которыми до сих пор не удалось пообщаться или это общение было лишь мимолетным.
Оценка осуществляется по протоколу, т.е. за первое место в малой группе 10 баллов, за второе — 8, за третье — 6 и за четвертое место участник получает лишь 4 балла.
Комментарий. Работа с этим материалом вызывает различную реакцию участников. Многим из них трудно вспомнить свои действительно серьезные интересы. Как правило, на память приходят незначительные детали, второстепенные эпизоды и факты. И человек начинает замыкаться в себе, что крайне нежелательно. Поэтому перед этюдом и во время его проведения следует обращать постоянное внимание на то, как работает группа, чтобы в случае необходимости оказать психологическую поддержку тому участнику, который не смог справиться с нахлынувшим раздражением или испугался сложной задачи.
Сбой в работе может произойти и во время определения лидера микрогруппы — «самого интересующегося». Некоторые участники могут все отведенное для обсуждения время потратить на «выяснение отношений», причем в довольно резкой форме. И здесь требуется своевременное вмешательство ведущего, который должен разрядить обстановку и направить работу в конструктивное русло.