Цель: формирование умений видеть в человеке «незримое», предвидеть его позитивные поступки и действия, «открыть» в нем достоинства и представить их другим людям в целях формирования уважительного отношения.
Инструктаж. Лидер — это прежде всего человек, которому доверяют другие люди, за которым готовы идти, которого готовы слушать и верить ему. Но прежде чем стать лидером, человек должен заручиться поддержкой, за него должны проголосовать другие. Чем будут руководствоваться при этом потенциальные избиратели, они решают самостоятельно, естественно, прислушиваясь к кандидату.
Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали.
Но это должен быть обоснованный выбор. Для этого вам нужно выбрать конкретного человека и сформулировать доводы, которыми вы руководствовались при этом. Все это следует оформить в письменном виде, чтобы потом можно было объявить вслух. Свой выбор вы должны держать в тайне до тех пор, пока не будет сигнала. Время на эту работу 3 минуты.
После этого вы подойдете к человеку, за которого решили проголосовать, и объясните свой выбор.
Рекомендации ведущему. Настройте участников на активное отношение к той информации, которую они будут получать друг от друга. Во время этого общения часто вносятся серьезные поправки в записи участников. Это и есть одна из целей данной работы — попытка понять прежде всего самого себя, насколько хорошо я понимаю людей (тем более тех, с кем давно общаюсь). Все это нужно объяснить подробно, и если возникают вопросы, еще и еще раз ответить на них с тем, чтобы им была хорошо понятна цель работы.
Во время выполнения этого этюда вам совсем необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть работают самостоятельно, вам следует лишь слегка успокоить тех, кто начинает очень громко «выяснять отношения», напомнив им, что не стоит так бурно обсуждать полученную информацию.
Может случиться и так, что несколько человек не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть не совсем правильно поняли правила или очень «трудный партнер», которого они выбрали для описания? В этом случае вы должны взять часть инициативы на себя, например, перечисляя достоинства одного из участников. В дальнейшем ребята должны работать самостоятельно.
Итоги работы могут подводиться несколькими способами: а) провести взаимную оценку партнерами друг друга по 10-балльной шкале; б) определить лидера, который работал более эффективно, выдав ему дополнительно 5 премиальных баллов.
Комментарий. Цель тренинга — помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.
Участники часто задают вопрос: «А почему нельзя с самого начала разговаривать с партнером и спрашивать у него о различных деталях? Ведь так не бывает!» Это специальный прием и учащимся нужно объяснить, что задача тренинга в другом — не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться разобраться в другом человеке, понять его, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время занятий успели друг у друга подметить.
Упражнение «Что достойно Книги рекордов»
Цель: формирование умений распознавать самое ценное в человеке, видеть эти достоинства у людей, определять собственную шкалу ценностей.
Инструктаж. Вы уже знаете о Книге рекордов Гиннеса. В нее заносятся всевозможные рекорды. Как вы думаете, стоит ли заносить в эту книгу такие рекорды, как «плюнул дальше всех», «съел быстрее и больше всех», «отрастил самые длинные волосы (или ногти)» и т.п.? Обоснуйте свою точку зрения.
Какие рекорды вы записывали бы в эту книгу, если бы были ее составителями?
А кто из участников может претендовать на то, что его можно написать в книгу рекордов группы и за какие-то достижения? Предлагаю вам обсудить эти вопросы в малых группах по 3-4 человека. Сначала составьте краткую книгу рекордов, записав то, что, с вашей точки зрения, может быть достойно этого. Чтобы облегчить вам задание, договоримся о том, что все группы будут работать в основном над психологическими показателями человека. Это будет первая содержательная часть книги.
Затем составьте персональную часть, т.е. подумайте над тем, за что каждый их вас может быть записан в этой книге рекордов.
Время на эту работу 5 минут. После этого мы обсудим полученные материалы, составим сводную книгу рекордов как в содержательной части, так и в персональной. В содержательной части должен получиться перечень тех характеристик и показателей, которые, с точки зрения группы, достойны книги, а в персональной — перечень всех членов группы с указанием качества этого человека, которое является уникальным, т.е. достойно книги рекордов.
Рекомендации ведущему. Оценка результатов работы осуществляется лидером каждой микрогруппы, который получает от вас 30 баллов премиальных. У него же есть 10 штрафных баллов, которые он вправе выдать нерадивым участникам за какие-то недоразумения.
Комментарий. Работа над этим этюдом — прекрасная возможность для участников тренинга еще раз подчеркнуть свои достоинства и увидеть то, что ценят в себе остальные члены микрогрупп. Кроме того, работая над содержательной частью, участники уточняют свои нравственные позиции, отвечают на вопрос, чем же в действительности может гордиться человек.
Примеры из практики. «Человек может гордиться своей трудоспособностью»; «Умением убеждать окружающих»; «Чистой совестью»; «Своими знаниями»; «Профессиональными успехами»; «Своей коллекцией»; «Своими увлечениями»; «Своей одержимостью».
Пример персональной книги рекордов одной из групп: Маша — самая музыкальная, Марина — самая спортивная, Виталий — самый туристский, Саша — самый добрый, Женя — самый выносливый, Андрей — самый терпеливый, Дима — самый большой любитель металлической музыки, Сергей — самый шутливый, Аня — самая миролюбивая, Лена — самая эмоциональная, Наташа — самая реалистичная, Вера — самая спокойная, Ната — самая милая, Марго — самая стремительная, Леночка — самая сомневающаяся, Света — самая принципиальная, Миша — самый веселый, Стас — самый искренний, Майкл — самый трудолюбивый, Женечка — самая очаровательная, Светлана — самая тихая, Таня — самая умная, Алеша — самый счастливый, Алена — самая общительная.