Упражнение «Вежливость»

Цель: формирование коммуникативных умений как основы педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя.

Инструктаж. У многих из нас есть мелкие слабости, от которых мы хотели бы избавиться. Мы не знаем, как это сделать, у нас нет времени, не хватает силы воли, чтобы делать так, как говорят умные люди. Эти слабости не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни, особенно в общении с людьми.

Например, у каждого в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более вслух.

Давайте попробуем найти эффективный способ, как помочь самому себе стать чуть-чуть более культурным хотя бы «на словах», то есть очистить свой словарный запас. Сейчас вы будете вспоми­нать те слова, которые засоряют ваш язык, а на листок бумаги нужно записывать их «синонимы», т.е. обычные слова, которыми пользуется большинство людей, в том числе писатели и дикторы телевидения, радиокомментаторы и педагоги.

Например, вы вспомнили свое любимое слово «кайф». Его за­писывать не обязательно; нужно сразу написать синоним — слово, которое используется с этим же смыслом в литературном языке. Что можно записать в этом случае? «Удовольствие, удовлетворе­ние, радость?» Что еще? Таким образом, нужно перебрать все свои слова — сорняки. Наверняка, вы сможете подобрать к ним нор­мальные литературные выражения, которыми пользуются культур­ные люди.

Конечно, в один день очень трудно отказаться от привычного для вас языка, но, по крайней мере, вы будете знать, что этот же смысл высказывания можно передать на другом языке, так ска­зать, сделать «перевод», который более понятен и приятен в об­щении.

Рекомендации ведущему. Лучшей формой проведения этого этюда является общий круг. В этом случае участники хорошо ви­дят недостатки своей речи. Во время работы вам нужно следить, чтобы не произошло «лингвистического взрыва», когда участники начнут проговаривать все свои слова — сорняки. Чтобы этого не случилось, нужно с самого начала настроить группу на индивиду­альную работу, причем в тишине.

Тех, кто все-таки не выдержит, нужно тактично остановить. Впрочем, вы вполне можете разобрать некоторые вульгаризмы вслух со всем классом, например, такие как «тащиться», «балдеть», «прикол», «прикид» и т.п.

Оценку осуществляете вы, используя свое право выдавать премии до 10 баллов. Не забывайте о штрафах, их можно исполь­зовать по отношению к тем участникам, которые даже после пре­дупреждения продолжают нарушать правила группы.

Комментарий. Это упражнение может спро­воцировать желание «покуражиться», используя именно сленг. Но результатом будет то, что участники увидят убогость той манеры общения, которая, к сожалению, часто используется в их среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: