Цель: формирование коммуникативных умений как основы педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя.
Инструктаж. У многих из нас есть мелкие слабости, от которых мы хотели бы избавиться. Мы не знаем, как это сделать, у нас нет времени, не хватает силы воли, чтобы делать так, как говорят умные люди. Эти слабости не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни, особенно в общении с людьми.
Например, у каждого в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более вслух.
Давайте попробуем найти эффективный способ, как помочь самому себе стать чуть-чуть более культурным хотя бы «на словах», то есть очистить свой словарный запас. Сейчас вы будете вспоминать те слова, которые засоряют ваш язык, а на листок бумаги нужно записывать их «синонимы», т.е. обычные слова, которыми пользуется большинство людей, в том числе писатели и дикторы телевидения, радиокомментаторы и педагоги.
Например, вы вспомнили свое любимое слово «кайф». Его записывать не обязательно; нужно сразу написать синоним — слово, которое используется с этим же смыслом в литературном языке. Что можно записать в этом случае? «Удовольствие, удовлетворение, радость?» Что еще? Таким образом, нужно перебрать все свои слова — сорняки. Наверняка, вы сможете подобрать к ним нормальные литературные выражения, которыми пользуются культурные люди.
Конечно, в один день очень трудно отказаться от привычного для вас языка, но, по крайней мере, вы будете знать, что этот же смысл высказывания можно передать на другом языке, так сказать, сделать «перевод», который более понятен и приятен в общении.
Рекомендации ведущему. Лучшей формой проведения этого этюда является общий круг. В этом случае участники хорошо видят недостатки своей речи. Во время работы вам нужно следить, чтобы не произошло «лингвистического взрыва», когда участники начнут проговаривать все свои слова — сорняки. Чтобы этого не случилось, нужно с самого начала настроить группу на индивидуальную работу, причем в тишине.
Тех, кто все-таки не выдержит, нужно тактично остановить. Впрочем, вы вполне можете разобрать некоторые вульгаризмы вслух со всем классом, например, такие как «тащиться», «балдеть», «прикол», «прикид» и т.п.
Оценку осуществляете вы, используя свое право выдавать премии до 10 баллов. Не забывайте о штрафах, их можно использовать по отношению к тем участникам, которые даже после предупреждения продолжают нарушать правила группы.
Комментарий. Это упражнение может спровоцировать желание «покуражиться», используя именно сленг. Но результатом будет то, что участники увидят убогость той манеры общения, которая, к сожалению, часто используется в их среде.