Информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент

Появление и быстрое распространение программных и информационных продуктов стимулировало появление информационного бизнеса, под которым понимается производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.

Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:

- производство микроэлектронных компонентов;

- производство технического обеспечения компьютеров;

- производство программного обеспечения;

- производство телекоммуникационного оборудования;

- предоставление консалтинговых услуг;

- производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;

- сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.

Оценка информационного бизнеса базируется на тех же показателях, что и оценка любого хозяйствующего субъекта. В качестве основного показателя эффективности используется доход от продаж, который обычно рассчитывается по следующим направлениям: технические средства, программное обеспечение, периферийное оборудование, сервисное обслуживание.

Анализ финансового состояния, как правило, осуществляется на основании коэффициентов рентабельности, чистой прибыли, величины капитала и имущества, структуры капитала, изменения собственного капитала в течение определенного периода.

Информационный бизнес ориентирован на производство информационных продуктов и их реализацию на рынке. Под информационным рынком будет пониматься совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:

- рынок информационных технологий (ИТ-рынок);

- телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги. ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.

Востребованность ИТ-рынка характеризует уровень развития страны. Для определения данного уровня в [23] использованы следующие показатели:

- технологический уровень страны: рассчитывается как отношение общих расходов на ИТ-услуги к объему ВВП. В числе первых здесь находятся такие страны как Швейцария, Дания, Великобритания;

- уровень рыночной потребительской зрелости: определяется как отношение объема предоставляемых на рынке ИТ-услуг к общему объему ИТ-рынка. По этому показателю лидирует Япония, Финляндия, Испания.

Разнообразие и сложность предоставляемых в стране ИТ-услуг определяется следующими показателями:

- отношение объема средств, необходимых для обслуживания аппаратных и программных средств, к расходам на их приобретение;

- отношение затрат на аутсорсинг к общим расходам на покупку ИТ-услуг.

Если все перечисленные показатели нормировать, то можно получить единый показатель, отражающий информационный рынок страны.

Рынок информационных систем в настоящее время ориентирован либо на автоматизацию отдельных функций управления либо на комплексную автоматизацию на базе внедрения интегрированных систем. Автоматизация отельных функций касается финансово-управленческих систем: ведения учета, управление финансовыми потоками, маркетинговые исследования, анализ отдельных участков хозяйственной деятельности. Интегрированные системы ориентированы на ERP-технологии.

Маркетинговое изучение рынка программных продуктов в настоящее время осуществляется в следующих сегментах:

- обеспечение процессов управления;

- обеспечение интеллектуальной работы;

- потребительский сегмент (развлечение частных лиц);

- нормативно-правовой;

- информационный (справочники, рекламы и т.д.).

Осознание важности информации, необходимой для управления любым объектом, привело к понятию информационного менеджмента, под которым понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.

Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:

- планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;

- оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;

- приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;

- организация внедрения информационной системы и обучения персонала;

- обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.;

- обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;

- вывод из эксплуатации информационной системы.

Организационно информационный менеджер является связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.). С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: