Введение. Степень и характер сохранения того или иного материала в памяти могут быть выявлены либо путем воспроизведения

Степень и характер сохранения того или иного материала в памяти могут быть выявлены либо путем воспроизведения, либо путем узнавания. Как известно, основное различие процессов воспроизведения и узнавания состоит в том, что при воспроизведении человек должен вспомнить ранее предъявлявшийся ему материал, тогда как при узнавании он повторно воспринимает материал, полностью или частично включенный в какой-то новый материал.

Воспроизведение обычно считают более активным и более сложным процессом, чем узнавание. Действительно, узнавание генетически более ранний процесс: его можно уже наблюдать у детей 5–6-месячного возраста, тогда как воспроизведение отсутствующих предметов наблюдается только с развитием речи ребенка. Вместе с тем нельзя считать, что узнавание всегда значительно проще воспроизведения. Процесс узнавания может быть очень затруднен при повторном восприятии сходных объектов. Так, например, даже знакомого курсанта в военной форме довольно трудно сразу узнать среди большого числа других курсантов примерно того же возраста и роста.

В экспериментальной психологии накоплен большой материал как по сравнительному изучению процессов воспроизведения и узнавания, так и по исследованию зависимости процесса узнавания от содержания материала.

Вариант 1. Исследование процессов воспроизведения и узнавания

Цель эксперимента. Сравнить процессы воспроизведения и узнавания и установить зависимость этих процессов от объема и содержания материала.

Экспериментальная группа состоит из двух человек: экспериментатора и испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: