Пример выполненного задания «Путь к успеху»

Приложение 4

Пример выполненного задания «Моя карьера через 2,5,10 лет»

Приложение 5

Пример выполненного задания «Эссе. Я будущий профессионал своего дела»

Приложение 6 Информационная часть к тренингу

Первый день.

«Развитие коммуникативных навыков»

Основа любого взаимодействия людей - общение, т.е. обмен информацией, мнениями, взглядами, впечатлениями, суждениями и т. п.

Формы общения

Существует множество способов общения людей друг с другом, и нужно использовать все возможные подходы, чтобы сделать контакты максимально эффективными и доступными. Разнообразие форм общения можно свести к следующим.

• Устное общение.

• Письменное общение.

• С помощью визуальных средств.

• С помощью иных средств.

Устное общение

• С глазу на глаз, между двумя людьми (диалог, интервью, дискуссия).

• Небольшая группа людей (более чем два человека) — встреча, дискуссия.

• Большая группа — лекция, вводное занятие по тренингу.

• По телефону (в этом случае практически отсутствует невербальная составляющая коммуникации и часто имеют место временные ограничения, но наряду с этим есть возможность лучше контролировать ситуацию).

• Радио и телевидение (односторонняя коммуникация, т. е. со стороны выступающего).

• Теле- и видеоконференции (преимуществом данной формы коммуникации является то, что в данном случае могут общаться между собой люди, находящиеся далеко друг от друга. С другой стороны, здесь присутствуют проблемы идентификации и возможность определенного диктата — участники могут быть принудительно отключены от связи).

Письменное общение

• Сообщения, докладные записки, письма — преимущество этих форм общения заключается в возможности передачи информации широкому кругу людей без необходимости собирать их вместе. Однако им свойственны и недостатки — документы могут оказаться непонятными из-за сложности языка, использования в них жаргона, возможности различного толкования одних и тех же слов и т. п.

• Раздаточные материалы (тезисы) на лекциях, выступлениях, тренингах, рекламных акциях полезны для усиления эффекта устного слова

• Плакаты — в случае удачного размещения могут оказать влияние на большую массу людей; однако эта цель не достигается, если содержание плакатов неактуально, устарело или если они неряшливо выглядят (например, у них загнуты углы или имеются разрывы).

• Визуальные средства — на презентациях к месту показанный иллюстративный материал может оказаться важнее множества слов.

• Заметки, сделанные на презентациях или других подобных мероприятиях, помогают спустя долгое время вспомнить, о чем говорилось на данном собрании. Их можно делать различными способами: конспектируя все подряд или, например, записывая отдельные тезисы. Как бы правильно и хорошо ни была изложена мысль в письменном виде, чтобы слово

возымело ожидаемый эффект, его необходимо прочесть и понять. Пишущий не всегда может проконтролировать этот процесс, и, если не существует механизма обратной связи, не всегда бывает ясно, оказались ли востребованными и понятыми его мысли.

Визуальные средства

• Телевидение: если фильмы талантливы и актуальны, впечатление от них может

• Интерактивные технологии (Интернет).

способствовать более прочному запоминанию материала. Но это тоже односторонняя коммуникация, зрителям отведена лишь пассивная роль, следовательно, эффективность восприятия не будет высока.

• Рисунки и другие изображения: иллюстрации значительно увеличивают силу устного наложения или даже могут заменить его.

• Диаграммы, изображающие в виде символов интересующую область (например, планы).

должны быть точны и понятны.

• Графики, блок-схемы, секторные диаграммы, пиктограммы и т. д. могут эффективно представлять такую информацию (например, наборы цифр), которую иначе было бы трудно воспринимать.

Некоторые исследования показали, что информация может быть воспринята и понята более легко, если она представлена в устной, а не в письменной форме; еще более эффективна передача информации в виде образов (рисунки и т. п.). Но максимальная эффективность достигается тогда, когда используются не только слова, но слова, подкрепленные иллюстрациями.

Сигналы

• Сигналы — это язык тела, вероятно, самый действенный и наименее понятный из всех способов коммуникации.

Схема осуществления коммуникации

В любой коммуникации задействованы три составляющие: передающая и принимающая стороны и канат связи, а следовательно, в этом процессе неизбежно присутствует потеря информации, передаваемой по этому каналу. На рис. 1 схематично показано, что происходит, когда передающая сторона (пусть это будет инструктор) пытается донести некую информацию до слушателя.

Рис. 1 Схема осуществления коммуникации

Из рисунка видно, что между отправляемым сообщением и принимаемой информацией лежат определенные барьеры. Какой бы ни была передающая среда, эти барьеры существуют всегда воздвигаются они передающей или принимающей сторонами (а обычно — обеими), и за­висят от личностных особенностей сторон. Каждая пара (отправитель и получатель), участвующая в диалоге, создает свои собственные барьеры. И разумеется, один и тот же отправитель при работе с различными получателями будет сталкиваться с разными барьерами, и каждый раз ему заново придется выяснять, что из себя представляют эти барьеры. Отправитель и сам может воздвигать барьеры, не осознавая этого.

Проблема преодоления барьеров обостряется, если принимающая сторона представляет собой группу людей. Члены группы могут иметь несколько общих для всех барьеров, а кроме них — еще и каждый свои, индивидуальные.

Чтобы сделать коммуникацию эффективной, нужно идентифицировать возникающие в ее процессе барьеры (т. е. ваши собственные и барьеры слушателей) и попытаться их преодолеть. Очевидно, это гораздо легче проделать с барьерами, которые созданы вами, а не другой стороной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: