Языковой барьер

Словарь. Жаргон.

Неоднозначность выражений. Путаное и многословное изложение. Использование малоизвестных слов.

Словарь. Используемые вами слова должны находиться в пределах понимания слушателей, иначе ваше выступление будет воспринято как речь на чужом языке.

Жаргон. Жаргонные словечки, которые в ходу в вашем коллективе или среди специалистов в вашей области, очень легко проникают в речь; но если ваши слушатели не являются членами среды, где используются эти слова, они не только не поймут их, но будут при этом испытывать раздражение.

Неоднозначность. Обращайте внимание на четкость выражения мыслей. Особенно аккуратным с подбором слов надо быть в смешанной аудитории, где присутствуют представители различных культур. Для представителей разных культур некоторые слова имеют совершенно иное значение.

Путаное и многословное изложение. Придерживайтесь рекомендации: KISS (Keep what you say"Short and Simple, (Говорите Коротко и Просто)), избегайте многословия, иначе аудитория просто перестанет вас слушать.

Малоизвестные слова. Если вы включаете в речь редко используемые слова, следите за тем, чтобы произносить их правильно, и используйте их только в том случае, если не можете подобрать более понятных синонимов. Спросите себя, зачем вы используете эти слова? Потому что это единственно возможные, наиболее подходящие слова или вы просто хотите произвести впечатление на аудиторию? Если верно последнее, то слушатели могут почувствовать покровительственное отношение, и не сомневайтесь, их реакция на это будет негативной.

Психологический барьер

Жизненные проблемы. «Нет настроения». Спровоцированное сопротивление. Страх.

Застенчивость. Агрессия.

Сопротивление контакту. «Давно известно». «Слишком поздно учиться». Разница в статусе. «Мысленно не с нами».

Жизненные проблемы. Людей, с которыми вы взаимодействуете, могут угнетать самые разные проблемы (нездоровье, неприятности на работе или дома, с деньгами, в учебе, социального плана и т. п.). Все это отвлекает слушателей от того, что им рассказывают.

«Нет настроения». Люди, поддающиеся своим минутным настроениям, могут находиться в таком расположении духа что слушать вашу речь в данный момент они просто не в состоянии.

Спровоцированное сопротивление. Если людей, не расположенных к присутствию на занятии, все-таки заставили прийти, то они вряд ли будут настроены на восприятие вашей речи. Вполне возможно, они намеренно не станут вас слушать и будут настроены по отношению к вам враждебно.

Страх. Он может быть действенным стимулом внимательно слушать и старательно учиться, но если страх достаточно силен, он становится барьером, поскольку занимает большую часть сознания человека

Застенчивость. Если человек пришел на занятия или на встречу, значит, он уже преодолел первичный барьер застенчивости. Но если ему по ходу объяснения или разговора что-то осталось неясным, это чувство может проявиться снова и помешать задать необ­ходимые вопросы, что приведет к тому, что он не поймет и последующего.

Агрессия может быть вызвана либо тем, что взаимодействовать с вами человека заставили, либо неприятием вас, окружающей обстановки или других участников встречи. Агрессия обычно проявляется соответствующим поведением, но никак не усилением внимания.

Сопротивление контакту. Причин такого отношения может быть множество — например, если человека заставили участвовать в контакте; если он не понимает необходимости своего присутствия на данной встрече; если ему что-то не нравится и т. п. Позицию «Я не буду под­держивать то, что происходит» иногда можно изменить, вовлекая слушателя в какую-либо деятельность или применяя интересный подход к подаче материала но это чувство может остаться, если причина сопротивления не выявлена и не устранена или если эта причина имеет такие глубокие корни, что никакие ваши действия не могут ее устранить.

«Давно известно». Такое отношение — один из распространенных барьеров, возникающих при общении с опытными специалистами, которых заставили слушать вас против их желания. Обычно в таком случае бывает гораздо эффективнее воззвать к их помощи и использовать опыт этих людей, а не твердить им: «Вы должны» и т. п.

«Слишком поздно учиться». В процессе учебы такое отношение обычно демонстрируют те, кого пугает процесс обучения, или те, кто не желает учиться по каким-либо иным причинам. Исследования показали, что если люди старшей возрастной категории не позволяли деградировать своему мышлению, то благодаря богатому опыту они часто оказываются более успешными учениками, чем многие их молодые коллеги.

Разница в статусе. Если контактирующие члены группы различаются по своему статусу, и еще не достаточно акклиматизировалась, а общение происходит на публике, то ее члены, занимающие более высокое положение, могут отказываться выполнять какие-то задания из опасения поставить себя в неловкое положение перед подчиненными, которые, в свою очередь, тоже не захотят предстать «выскочками» перед своим начальником.

«Мысленно не с нами». Если ученик не в состоянии отвлечься от мыслей о незавершенной работе или его тревожат другие заботы (переезд, необходимость уладить множество дел, предстоящее интервью и т. п.), он не сможет полностью включиться в происходящее на занятии, каким бы это ни представлялось ему важным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: