Задания и алгоритм реализации кейс-ситуации

1) Создайте базу данных «Фирма» (кейс-компонент 3).

2) Разработайте информационно-логическую модель реляционной базы данных для условной предметной области «Фирма». Перед разработкой информационно-логической модели реляционной базы данных рассмотрим, из каких информационных объектов должна состоять эта БД. Если все сведения поместить в одном объекте, то будет неудобно для работы. Начнутся повторы данных. Всякий раз, когда сотрудник Иванов будет работать с какой-либо фирмой, придется прописывать данные о сотруднике и клиенте заново, в результате чего можно допустить множество ошибок. Чтобы уменьшить число ошибок, можно исходный объект разбить на несколько объектов и установить связи между ними. Можно выделить три объекта, которые не будут обладать избыточностью.

Таким образом, по описанию предметной области выделяем 3 объекта: Сотрудники, Клиенты и Заказы. Представим состав реквизитов этих объектов в виде «название объекта (перечень реквизитов)»:

Сотрудники (код сотрудника, фамилия, имя, отчество, должность, дата рождения, телефон, адрес, эл_почта, комиссия).

Клиенты (код клиента, название компании, адрес, телефон, факс, эл_ почта, заметки)

Заказы (код заказа, код клиента, код сотрудника, дата размещения, дата исполнения, сумма, отметка о выполнении).

Рассмотрим связь между объектами. Объект Сотрудники связан с объектом Заказы связью один-ко-многим, поскольку один сотрудник может обслуживать несколько заказов.Объект Клиенты связан с объектом Заказы связью один-ко-многим, поскольку один клиент может оформить в данной фирме несколько заказов. В реляционной базе данных в качестве объектов рассматриваются отношения, кото­рые можно представить в виде таблиц. Таблицы между собой связываются посредством общих полей, т.е. одинаковых по форматам и, как правило, по названию, имеющихся в обеих таблицах. Рассмотрим, какие общие поля надо ввести в таблицы для обеспечения связности данных. Для связи таблиц Сотрудники и Заказы используем поле код сотрудника, которое в одной таблице будет первичным ключом, а в другой – внешним (или вторичным). А для связи таблиц Клиенты и Заказы используем поле код клиента, которое в одной таблице будет первичным ключом, а в другой – внешним (или вторичным).

3) Создайте в режиме Конструктора (кейс-компонент 4) 3 таблицы (таблицы 13-15). Задайте свойства полей.

4) Отдельные таблицы, содержащие информацию по определенной теме, необходимо связать в единую структуру БД. Для связывания таблиц следует задать ключевые поля (определение ключевого поля см. п. 1.3).

5) Таблица Заказы содержит поля код сотрудника и код клиента. При их заполнении могут возникнуть некоторые трудности, так как не всегда удается запомнить все предприятия, с которыми работает фирма, и всех сотрудников с номером кода. Для удобства можно создать раскрывающиеся списки с помощью Мастера подстановок.

Таблица 13 – Структура таблицы Сотрудники

Имя поля Тип данных
код сотрудника Числовой
фамилия Текстовый
имя Текстовый
отчество Текстовый
должность Текстовый
телефон Текстовый
адрес Текстовый
дата рождения Дата/Время
эл_почта Гиперссылка
комиссия Числовой

Таблица 14 – Структура таблицы К лиенты

Имя поля Тип данных
код клиента Числовой
название компании Текстовый
адрес Текстовый
телефон Текстовый
факс Числовой
эл_почта Гиперссылка
заметки Поле МЕМО

Таблица 15 – Структура таблицы Заказы

Имя поля Тип данных Тип данных
код заказа Счетчик Числовой
код клиента Числовой Числовой
код сотрудника Числовой Числовой
дата размещения Дата/Время Дата/Время
дата исполнения Дата/Время Дата/Время
сумма Денежный Денежный
отметка о выполнении Логический Логический

a) Откройте таблицу Заказы в режиме Конструктора.

b) Для поля код сотрудника выберите тип данных Мастер подстановок.

c) В списке таблиц выберите таблицу Сотрудники, Click на кнопке Далее.

d) В списке Доступные поля выберите поле код сотрудника и Click на кнопке со стрелкой, чтобы ввести поле в список Выбранные поля. Таким же образом добавьте поля фамилия и имя и щелкните на кнопке Далее.

e) Выберите порядок сортировки списка по полю Фамилия.

f) Сбросьте флажок Скрыть ключевой столбец и нажмите кнопку Далее.

g) На последнем шаге Мастера подстановок замените при необходимости надпись для поля подстановок и Click на кнопке Готово.

6) Аналогичным образом создайте раскрывающийся список для поля код клиента.

7) После создания ключевых полей необходимо создать связи. Создайте схему данных (кейс-компонент 5), не забыв закрыть при этом все открытые таблицы. В результате должна получиться схема данных, представленная на рисунке 28.

Рисунок 28 – Схема данных БД «Фирма»

8) В таблицу Сотрудники внесите данные о семи работниках. В поле адрес введите только город, в котором живет сотрудник (таблица 16).

9) В таблицу Клиенты внесите данные о семи предприятиях, с которыми работает данная фирма. В поле адрес введите только город, в котором находится фирма (таблица 17).

10) В таблице Заказы оформите десять заявок, поступивших на фирму (таблица 18).

Таблица 16 – Данные о сотрудниках

код струдника фамилия имя отчество должность телефон адрес дата рождения эл_ почта комиссия
  Строкова Анна Петровна менеджер   Кемерово 05/05/1979 cak@ mail.ru 0,1
  Кирин Иван Алексеевич менеджер   Белово 12/01/1980 kia@ mail.ru 0,1
  Удалов Семен Павлович менеджер   Юрга 16/04/1965 usp@ mail.ru 0,2
  Кроль Ирина Ивановна бухгалтер   Кемерово 09/07/1983 kii@ mail.ru 0,1
  Сенченко Ольга Дмитриевна начальник   Кемерово 20/04/1974 sod@ mail.ru 0,2
  Креков Павел Михайлович менеджер   Прокопьевск 02/02/1980 kpm@mail.ru 0,1
  Чиркова Юлия Семеновна менеджер   Мыски 13/05/1981 cus@ mail.ru 0,1

Таблица 17 – Данные о клиентах

код клиента название компании адрес телефон факс эл_почта заметки
  ОАО ПРОК Кемерово     prok@list.ru  
  ООО Юрлин Юрга     urlli@mail.ru  
  ОАО Варт Белово     vart@mail.ru  
  ООО БНК Кемерово     bnki@list.ru  
  ОАО Трек Киселевск     trek@mail.ru  
  ООО ВИТА Белово     vita@mail.ru  
  ОАО ДИТ Кемерово     dit@list.ru  

Таблица 18 – Данные о заказах

код заказа код клиента код сотрудника дата размещения дата исполнения сумма отметка о выпол-нении
      05/11/2009 10/11/2009   да
      05/11/2009 18/11/2009   да
      16/12/2009 20/12/2009   да
      16/12/2009 25/12/2009   да
      22/02/2010 01/03/2010   да
      22/02/2010 07/03/2010   да
      25/02/2010 02/03/2010   нет
      25/02/2010 10/03/2010   да
      06/03/2010 26/03/2010   нет
      06/03/2010 20/03/2010   нет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: