1. Общие сведения
Самолет DA 42 оснащен обычной системой управления рулем направления. У каждого пилота имеется узел педалей управления рулем направления. Положение педалей может регулироваться пилотом. Для передачи управляющих сигналов от узла педалей управления к рулю направления используются тросы. На руле направления установлен регулируемый триммер.
| Тросовая проводка в фюзеляже с направляющими трубками | |
| Нижний монтажный кронштейн руля направления | |
| Тефлоновые направляющие трубки тросовой проводки в кабине | |
| Внутренний трос управления | |
| Узел педалей управления рулем направления первого пилота | |
| Шпангоут крепления ручек управления | |
| Узел педалей управления рулем направления второго пилота | |
Рисунок 1: Система управления рулем направления
2. Описание
На рабочем месте каждого пилота самолета DA 42 имеется узел педалей управления рулем направления. Узел педалей оснащен механизмом регулировки.
Система включает в себя следующие элементы:
- Узел педалей управления рулем направления на рабочем месте каждого пилота в передней части кабины. Передняя часть каждой педали соединяется с главным тормозным цилиндром.
- Ручка регулировки положения педалей каждого пилота крепится к задней поверхности каждого узла педалей управления рулем направления. Электромеханизм регулировки положения педалей устанавливается в качестве дополнительного оборудования; переключатель регулировки положения педалей каждого пилота, расположен на задней стенке ниши для ног.
- Трехплечая качалка (T-образный рычаг) в сборе расположена в фюзеляже под центральной панелью. Трехплечая качалка крепится к низу шпангоута крепления ручек управления и к обшивке фюзеляжа.
- Опора руля направления в хвостовой части фюзеляжа. Руль направления передней кромкой закреплен в нижнем монтажном кронштейне, который, в свою очередь, установлен на опоре руля направления.
- Тросовая проводка. Органы управления, установленные на носовом шпангоуте кабины, соединяются гибкой тросовой проводкой управления с трехплечей качалкой. Трехплечая качалка соединяется с рулем направления двумя гибкими тросами. На каждом тросе установлен тандер, позволяющий регулировать длину троса.
Каждый узел педалей управления рулем направления крепится к полу кабины шестью болтами.
Каждый узел педалей управления рулем направления включает в себя 2 педали. Каждая педаль состоит из рычага и подножки. Каждая педаль имеет S-образную трубку, положение нижнего конца которой совпадает с осью шарнира педали, а верхнего конца – с плоскостью подножки педали.
От носового шпангоута кабины к низу каждой S-образной трубки подходят четыре троса управления (тросы кабины). Для регулировки каждого узла крепления троса предусмотрен установленный на шпангоуте кронштейн с отверстиями. Все тросы проходят через S-образные трубки и выходят из верхних концов трубок, затем идут от трубок на трехплечую качалку.
Каждый внешний трос управления проходит через тефлоновую направляющую трубку в задней части панели пола. Затем оба внешних троса проходят по направляющему ролику, установленному на шпангоуте крепления ручек управления, и идут внутрь. Внешние педали узлов соединяются тросами с передним плечом трехплечей качалки.
Каждый внутренний трос управления проходит через тефлоновую направляющую трубку в задней части панели пола. Эти тросы соединяют внутренние педали с боковыми плечами трехплечей качалки.
| Возвратные пружины механизма регулировки | |
| Передний узел крепления к панели пола | |
| Задний узел крепления к панели пола | |
| Левая педаль управления рулем направления | |
| S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
| Трос механизма регулировки | |
| Трос управления рулем направления | |
| Кронштейн с отверстиями (для крепления тросов) | |
| Собачка механизма регулировки | |
| Главный тормозной цилиндр | |
| Тормозной бак (только на стороне второго пилота) | |
| S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
| Правая педаль управления рулем направления | |
Рисунок 2: Узел педалей управления рулем направления
| Передний узел крепления к панели пола | |
| Левая педаль управления рулем направления | |
| Задний узел крепления к панели пола | |
| S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
| Шток механизма регулировки | |
| Трос управления рулем направления | |
| Кронштейн с отверстиями (для крепления тросов) | |
| Главный тормозной цилиндр | |
| Тормозной бак (только на стороне второго пилота) | |
| S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
| Правая педаль управления рулем направления | |
Рисунок 3: Узел педалей управления рулем направления с электрической регулировкой
(по рекомендации OÄM 42-070)
Два троса (тросы фюзеляжа) крепятся к задней части трехплечей качалки. Каждый трос состоит из короткой передней части и длинной задней части. Все тросы проходят через тефлоновые трубки. Передние и задние тросы соединяются тандерами, которые используются для регулировки натяжения тросов фюзеляжа и нейтрального положения руля направления.
Оба троса фюзеляжа проходят через тефлоновые трубки в хвостовой части фюзеляжа и крепятся к нижнему монтажному кронштейну руля направления. В хвостовой части фюзеляжа тросы перекрещиваются.
С левой стороны нижнего узла навески руля направления расположен ограничитель руля направления, ограничивающий отклонение руля направления влево. С правой стороны нижнего узла навески руля направления расположен ограничитель руля направления, ограничивающий отклонение руля направления вправо. Каждый ограничитель руля направления состоит из гайки, приваренной к нижнему монтажному кронштейну руля направления, и болта, который застопорен в гайке зажимной гайкой.
3. Принцип работы
При отжатии левой педали управления рулем направления вперед происходит следующее:
- Верх S-образной трубки сдвигается вперед.
- S-образная трубка тянет левый трос кабины.
- Левый трос кабины движет качалку против часовой стрелки (при виде сверху).
- Качалка тянет вперед трос фюзеляжа, прикрепленный к правому плечу, который присоединяется к левой стороне руля направления.
- Трос фюзеляжа отклоняет руль направления влево.
- При отклонении руль направления тянет назад другой трос фюзеляжа, который присоединяется к левой стороне качалки.
- Трос фюзеляжа движется назад вместе с левой стороной качалки.
- Левая сторона качалки тянет назад оба правых троса кабины, которые, в свою очередь, тянут назад S-образные трубки правых педалей управления рулем направления.
При отжатии вперед правой педали управления рулем направления все элементы движутся в обратном направлении. Руль направления отклоняется вправо и тянет назад левые тросы.