Эти техники иногда помогают консультанту установить более полный контакт, но иногда могут вызвать непонимание, замешательство и даже негативную реакцию. В каждом конкретном случае стоит осознавать степень их уместности.
- Поддакивание. Консультант сопровождает высказывания клиента оценочными реакциями типа: «Да-да», «Так-так…». В некоторых случаях это поощряет клиента говорить, в некоторых, наоборот, вызывает у клиента чувство раздражения и давления.
- Выспрашивание. Консультант задает клиенту вопросы, стараясь разузнать что-то, не объяснив ему своих целей. С одной стороны, консультант получает ответы на свои вопросы, с другой - клиент оказывается выключенным из логики данного этапа консультативной беседы.
- Интерпретация. Интерпретация - это вербальное (словесное) объяснение,
способствующее когнитивному анализу переживаний клиента. Для данной техники у консультанта должно быть достаточно материала. Тогда консультант может дать точную интерпретацию, отражающую сущность проблемы клиента. Недостаточно обоснованная интерпретация грозит возникновением или усилением сопротивления клиента вплоть до прерывания контакта.
|
|
Вопрос 6. Техники-ошибки консультанта
В список техник-ошибок консультанта включаются следующие:
- засыпание вопросами. Консультант предлагает клиенту ответить или поразмыслить сразу над несколькими вопросами, перескакивает от одного вопроса к другому, имея в виду какую-то собственную логику работы над проблемой, неясную и непонятную клиенту;
- негативная оценка. Высказывания, принижающие личность клиента (например: «Глупости Вы говорите…», «Да Вы в этом вопросе, я вижу, ничего не понимаете…»);
- игнорирование. Консультант не принимает во внимание того, что говорит клиент, пренебрегает его высказываниями;
- эгоцентризм. Консультант пытается понять только те проблемы клиента, которые волнуют его самого. Считает себя более компетентным в том, что важно для клиента, а что не важно.
Литература:
1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2. Бадхен А.А. Мастерство психологического консультирования. - СПб.: Речь, 2010.
3. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: Учеб. пос. - М.: Юнити-Дана, 2010.
4. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пос. - М.: «МОДЭК», 2010.
Тема 9. Поэтапная структура консультативной беседы. Техники