Вопросы:
1. Структура консультативной беседы.
2. Начало беседы как I этап консультирования.
3. Второй этап консультирования.
4. Средства проверки гипотез.
Вопрос 1. Структура консультативной беседы
Ю.Е. Алёшина выделяет четыре этапа в процессе индивидуального психологического консультирования.
I этап - знакомство с клиентом (5-10 мин.);
II - расспрос клиента, выдвижение и проверка гипотезы (Что именно происходит в жизни клиента?) (30-35 мин.);
III - психокоррекционное взаимодействие (10-15 мин.);
IV - прощание с клиентом (5-10 мин.).
Вопрос 2. Начало беседы как I этап консультирования
Начало беседы - I этап консультирования - предполагает ряд последовательных действий:
1) встретить клиента у двери или встать ему навстречу, удобно усадить;
2) продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность;
3) дать человеку время оглядеться (1-3 мин.);
4) предложить человеку представиться (если клиент сходу начал свой рассказ, его следует остановить, предложив сначала познакомиться);
|
|
5) объяснить, что такое консультирование (если клиент новичок);
6) дать клиенту гарантию анонимности.
Рекомендации:
- если клиент задаёт вопрос: «А Вы уверены, что сможете мне помочь?», то лучше ответить: «Давайте попробуем…»;
- если клиент высказывает желание работать с другим психологом, не настаивайте на том, чтобы он консультировался именно у Вас;
- если клиент затрудняется с выбором, с чего начать, следует сказать: «Рассказывайте то, что считаете нужным, а я Вас сам(а) спрошу, если это будет нужно»;
- избегайте употреблять слово «проблема», найдите что-то менее пугающее;
- если клиент навязывает разговор на общую тему, следует задать вопрос: «А что привело сюда лично Вас?»;
- если клиент просит помощи для кого-то третьего, ему следует отказать и пояснить, что психологи работают только с теми, кто к ним лично обратился;
- избегайте вмешательства в частную жизнь клиента по собственной инициативе (не звоните и не пишите ему, чтобы пригласить его на консультацию).