Информация, полезная на начальном этапе консультирования

Оценка готовности клиента к получению помощи осуществляется на основе следующих признаков:

1) наличие проблемы - скрытого или явного источника беспокойства в круге межличностного общения или во внутриличностном пространстве;

2) признание и восприятие проблемы как значимого переживания, препятствующего дальнейшему развитию клиента;

3) осознание клиентом дефицита собственных сил (ресурсов) для решения проблемы;

4) осознание клиентом своей нужды в помощи извне;

5) допуск возможности для себя принять профессиональную помощь;

6) непосредственное самостоятельное обращение к психологу.

Алгоритм анализа ситуации клиента:

1) совместный анализ конкретных фактов (Кто именно? Что именно? Как именно?), восстановление последовательности событий;

2) анализ восприятия ситуации клиентом:

а) когнитивная оценка ситуации, анализ мыслей клиента по поводу явно установленных фактов;

б) эмоциональная оценка ситуации, анализ чувств по поводу мыслей и

фактов (Чьими глазами клиент смотрит на себя в ситуации? Чьими критериями оценивает происходящее?);

в) анализ и оценка действий клиентки в ситуации (Чем именно объясняется то, что клиент действует так, а не иначе? Клиент стремится удовлетворить свою подлинную потребность или желание, реализовав которое он будет страдать ещё больше?).

Процедура объяснения причин возникновения проблемы: личностная и средовая атрибуция. Вопрос о локализации причины социально-психологического неблагополучия - один из ключевых вопросов, решаемых на начальном этапе помогающих отношений.

Клиента важно научить различению внутренних и внешних причин, на основе которых он объясняет свои и чужие поступки, обусловить понимание их зависимости от точки зрения на ситуацию. Любая ситуация «изнутри» выглядит иначе, чем «снаружи», так что можно говорить о разных ситуациях для того, кто действует, и для того, кто наблюдает.

Наблюдающий склонен переоценивать возможности личности, роль диспозиций в поведении действующего. Эта «неправильность» получила название «фундаментальной ошибки атрибуции». Другие «ошибки атрибуции», связанные с характером используемой информации:

а) «ошибка иллюзорных корреляций» (в соответствии со своими представлениями человек в ситуации выделяет одни моменты и совершенно не замечает других, вместо поиска причин может просто вынимать из памяти то, что ближе лежит);

б) «ошибка ложного согласия» (приписывание причин всегда происходит с эгоцентрической позиции: человек отталкивается от своего поведения, причём переоценивая его обычность и распространённость).

Следует также учитывать механизм мотивационной предубеждённости: атрибуция каждый раз проводится клиенткой таким образом, чтобы её результаты не противоречили её представлениям о себе и позволяли сохранить самооценку, даже если она негативная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: