double arrow

Роль органов местного самоуправления в реформировании системы управления жилищным хозяйством

В настоящее время ЖКХ - одна из самы^важных и проблемных сфер в деятельности органов местного самоуправления. Зачастую по качеству жилищно-коммунальных услуг население судит об эффективности власти. Следовательно, этой сфере должно быть уделено особое внимание.

Местное самоуправление подразумевает право местного сообще­ства определять главные параметры своей жизни. К числу таких пара метров относится качество проживания, обеспечиваемое системой жилищно-коммунального обслуживания.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах органпзации местного самоуправления в Российской Федерации», ЖКХ отнесено к вопросам местного значения, т.е. к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно указанному Закону, муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Под городским поселением понимается город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не относимые законом к сельским поселениям.

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район включает несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения. Самоуправление осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы, которые могут выполнять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными за­конами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - это городское поселение, которое не входит и состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения поселения (городского и сельского) в части жилищно-коммунального обслуживания населения относится:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водо­снабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения в той же сфере на уровне муниципального района относятся:

- организация в границах муниципального района электро- и газо- снабжения поселений;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входяших в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. И наоборот, органы местного самоуправления муниципального района также могут заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих по селений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Вопросы местного значения городского округа в части ЖКХ - теже, что и вопросы местного значения поселения.

Органы местного самоуправления различных муниципальных образований вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции, только при наличии собственных материальных ресурсом и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российском Федерации).

Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округом обладают следующими полномочиями:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

установление официальных символов муниципального образования;

создание муниципальных предприятий и учреждений, финаисирование муниципальных учреждений, формирование и paзмещение муниципального заказа;

установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата или члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностною лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования;

принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципалыго образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, а также предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

иными полномочиями в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов вправе (в соответствии со своими уставами) привлекать граждан на добровольной основе к выполнению социально значимых работ. Для ЖКХ положение имеет существенное значение, поскольку эта сфера обладает повышенной социальной значимостью. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специаль­ной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе и не более чем один раз в три месяца. Продолжительность таких работ не может составлять более четырех часов подряд.

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. Представительные органы муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В процессе управления ЖКХ на муниципальном уровне необходимо учитывать положения нового Жилищного кодекса РФ, принятого Федеральным законом 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ и введенного в действие с 1 марта 2005 г.

Новый ЖК РФ вводит много новых правил по сравнению с ранее действовавшим Жилищным кодексом, примятым в 1983 г. К важнейшим из этих правил относятся нормы о разграничении компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. 12—14), о порядке перевода жилого помещения в нежилое и наоборот (ст. 23), о переустройстве и перепланировке жилого помещения (ст. 25—29), об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32), о пользовании жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу (ст. 33), об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 51), об очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ст. 57), об основаниях пользования жилым помещением по до­говору социального найма (ст. 61), об обмене жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (ст. 72), о вре­менных жильцах (ст. 80), о жилых помещениях специализированного жилищного фонда (ст. 92—98), о предоставлении служебных жилых помещений (ст. 104), о порядке внесения и размере платы за жилое по­мещение и коммунальные услуги (ст. 155—157), об управлении много­квартирными домами (раздел VIII).

Заложив основы правового регулирования жилищного сектора на уровне Федерации, ЖК РФ требует соответствующего изменения методов управления этим сектором и на муниципальном уровне. Так, в ст. 12, 13 и 14 ЖК РФ четко разграничена компетенция различных уровней управления жилищным сектором ЖКХ.

К компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

определение порядка государственного учета жилищных фондов;

установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещении в многоквартирных домах;

определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

определение иных категорий граждан для предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;

определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых уста­новлены федеральным законом;

определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооператршов, правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищностроительных кооперативов;

определение порядка организацрш и деятельности товариществ собственников жилья и правового положения членов това­риществ собственников жилья;

определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;

определение оснований и порядка признания жилых помеще­ний непригодными для проживания;

признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;

установление правил пользования жилыми помещениями;

определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;

правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;

контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

учет муниципального жилищного фонда;

установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;

согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованием законодательства.

В условиях изменения компетенции органов самоуправления, повышения их финансовой самостоятельности и перехода к бюджетам, ориентированным на результат, перед ними стоят следующие основные задачи по реформированию ЖКК:

Совершенствование местной нормативной базы.

Реформирование муниципальных предприятий (акционирование и др.).

Установление экономически обоснованных тарифов на содержание жилищного фонда, водоснабжение, водоотведение.теплоэнергию и др.

Разработка и реализация программ ресурсосбережения.

Поощрение создания класса собственников жилья.

Содействие созданию конкурентной среды в управлении и эксплуатации жилищного фонда.

Организация службы жилищных субсидий.

Создание муниципальных расчетно-кассовых центров для сбора платежей заЖКУ.

Установление нормативов качества отдельных видов ЖКУ, контроль за их соблюдением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: