В настоящее время ЖКХ - одна из самы^важных и проблемных сфер в деятельности органов местного самоуправления. Зачастую по качеству жилищно-коммунальных услуг население судит об эффективности власти. Следовательно, этой сфере должно быть уделено особое внимание.
Местное самоуправление подразумевает право местного сообщества определять главные параметры своей жизни. К числу таких пара метров относится качество проживания, обеспечиваемое системой жилищно-коммунального обслуживания.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах органпзации местного самоуправления в Российской Федерации», ЖКХ отнесено к вопросам местного значения, т.е. к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно указанному Закону, муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
|
|
Под городским поселением понимается город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не относимые законом к сельским поселениям.
Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район включает несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения. Самоуправление осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы, которые могут выполнять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - это городское поселение, которое не входит и состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
|
|
К вопросам местного значения поселения (городского и сельского) в части жилищно-коммунального обслуживания населения относится:
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения в той же сфере на уровне муниципального района относятся:
- организация в границах муниципального района электро- и газо- снабжения поселений;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входяших в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. И наоборот, органы местного самоуправления муниципального района также могут заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих по селений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Вопросы местного значения городского округа в части ЖКХ - теже, что и вопросы местного значения поселения.
Органы местного самоуправления различных муниципальных образований вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции, только при наличии собственных материальных ресурсом и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российском Федерации).
Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округом обладают следующими полномочиями:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
установление официальных символов муниципального образования;
создание муниципальных предприятий и учреждений, финаисирование муниципальных учреждений, формирование и paзмещение муниципального заказа;
установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата или члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностною лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования;
принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципалыго образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, а также предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
|
|
учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
иными полномочиями в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления поселений и городских округов вправе (в соответствии со своими уставами) привлекать граждан на добровольной основе к выполнению социально значимых работ. Для ЖКХ положение имеет существенное значение, поскольку эта сфера обладает повышенной социальной значимостью. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе и не более чем один раз в три месяца. Продолжительность таких работ не может составлять более четырех часов подряд.
В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. Представительные органы муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
|
|
В процессе управления ЖКХ на муниципальном уровне необходимо учитывать положения нового Жилищного кодекса РФ, принятого Федеральным законом 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ и введенного в действие с 1 марта 2005 г.
Новый ЖК РФ вводит много новых правил по сравнению с ранее действовавшим Жилищным кодексом, примятым в 1983 г. К важнейшим из этих правил относятся нормы о разграничении компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. 12—14), о порядке перевода жилого помещения в нежилое и наоборот (ст. 23), о переустройстве и перепланировке жилого помещения (ст. 25—29), об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32), о пользовании жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу (ст. 33), об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 51), об очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ст. 57), об основаниях пользования жилым помещением по договору социального найма (ст. 61), об обмене жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (ст. 72), о временных жильцах (ст. 80), о жилых помещениях специализированного жилищного фонда (ст. 92—98), о предоставлении служебных жилых помещений (ст. 104), о порядке внесения и размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 155—157), об управлении многоквартирными домами (раздел VIII).
Заложив основы правового регулирования жилищного сектора на уровне Федерации, ЖК РФ требует соответствующего изменения методов управления этим сектором и на муниципальном уровне. Так, в ст. 12, 13 и 14 ЖК РФ четко разграничена компетенция различных уровней управления жилищным сектором ЖКХ.
К компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
определение порядка государственного учета жилищных фондов;
установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещении в многоквартирных домах;
определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
определение иных категорий граждан для предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;
определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооператршов, правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищностроительных кооперативов;
определение порядка организацрш и деятельности товариществ собственников жилья и правового положения членов товариществ собственников жилья;
определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;
признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;
установление правил пользования жилыми помещениями;
определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;
установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;
контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;
согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованием законодательства.
В условиях изменения компетенции органов самоуправления, повышения их финансовой самостоятельности и перехода к бюджетам, ориентированным на результат, перед ними стоят следующие основные задачи по реформированию ЖКК:
Совершенствование местной нормативной базы.
Реформирование муниципальных предприятий (акционирование и др.).
Установление экономически обоснованных тарифов на содержание жилищного фонда, водоснабжение, водоотведение.теплоэнергию и др.
Разработка и реализация программ ресурсосбережения.
Поощрение создания класса собственников жилья.
Содействие созданию конкурентной среды в управлении и эксплуатации жилищного фонда.
Организация службы жилищных субсидий.
Создание муниципальных расчетно-кассовых центров для сбора платежей заЖКУ.
Установление нормативов качества отдельных видов ЖКУ, контроль за их соблюдением.