Основные различия между городскими и сельскими поселениями

№ п\п Сельские поселения Городские поселения
1. Правовой статус сельского поселения Правовой статус городского поселения или городского округа
2. Инженерная инфраструктура частично децентрализована и поддерживается самими жителями Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами
3. Преобладание сельскохозяйственных видов занятости Преобладание несельскохозяйственных видов занятости
4. Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы
5. Характер застройки: преобладает низкоэтажная, малоквартирная Характер застройки: преобладает многоэтажная, многоквартирная
6. Заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер и характеризуются низким уровнем трансакционных издержек Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и характеризуются высоким уровнем трансакционных издержек

Предусматриваемая Федеральным законом 2003 года № 131 – ФЗ возможность объединения в границы одного муниципального образования нескольких населенных пунктов позволяет говорить о сложном муниципальном образовании, тогда как закрепление соответствующего статуса за одним из населенных пунктов является его простой разновидности.

Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. По данным переписи 2002 года в России было всего 2940 городских населенных пунктов.

В ходе реформы местного самоуправления статус городского округа получили еще 532 города и статус городского поселения – 2057 городов и поселков. Остальные поселки (в основном пригородные) входят в состав городских округов.

Число жителей населенного пункта для присвоения ему статуса города весьма условно и зависит от многих факторов. Обычно в России статус городов получают населенные пункты с числом жителей более 10 – 12 тыс. человек. Однако имеются города с численностью менее 10 и даже менее 5 тыс. человек. В то же время есть много поселков городского типа и даже сельских населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. человек.

Численность населения и территория. Использование данного критерия при определении типологии муниципальных образований подразумевает, что в основу проводимой систематизации должны быть положены показатели, характеризующие количество населения и величину территории, на которую распространяются полномочия органов местного самоуправления, то группировку муниципальных образований можно провести, используя следующую классификацию городов: малые (до 50 тыс. человек); средние (50 – 100 тыс. человек); большие (100 – 250 тыс. человек); крупные (250 тыс. – 1 млн. человек); крупнейшие (свыше 1 млн. человек).

В России преобладают малые города (768, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Средних городов в России 163 (около 15%). Лишь 167 городов имеют население свыше 100 тыс. жителей, в том числе 92 города с населением от 100 до 250 тыс. жителей, 42 – от 250 до 500 тыс. жителей, 20 – от 500 тыс. до 1 млн. жителей, и 13 городов – свыше 1 млн. жителей[43]. Как правило, город, переходя рубеж в 100 тыс. жителей, начинает приобретать новые качества, иной вид, обрастать поселками – спутниками.

Еще одним основанием классификации городов является их функциональное назначение, определяющее структуру занятости, профиль производственной деятельности градообразующих предприятий и специализацию города в структуре общественного разделения труда. В этом смысле города можно разделить на монофункциональные (с преобладанием одной функциональной специализации) и многофункциональные.

Соотношение многофункциональных и монофункциональных городов имеет большое значение для развития системы местного самоуправления в стране. Концентрация системы жизнеобеспечения и занятости вокруг единственного в поселении градообразующего предприятия чрезвычайно суживает перспективы его развития, обрекает его на зависимость от деятельности предприятия.

В России по признаку функционального назначения можно выделить: административные центры территорий, промышленные города (с преобладанием предприятий обрабатывающей промышленности), ресурсодобывающие (с преобладанием предприятий добывающей промышленности), агропромышленные города (с преобладанием предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и снабжению сельского хозяйства техникой и другими ресурсами), транспортные узлы и порты (железнодорожные, морские, речные, смешанные). Своими особенностями отличаются курортные города, наукограды, закрытые административно – территориальные образования (ЗАТО).

Статус наукограда может быть присвоен муниципальному образованию, имеющему научно – производственный комплекс, численность работающих в котором составляет не менее 15% общей численности работающих, а объем научно – технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость соответствующих основных фондов составляет не менее 50% от основных фондов всех хозяйствующих субъектов, за исключением жилищно – коммунальной и социальной сферы. В правовом отношении наукоград является городским округом. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ на срок до 25 лет.

Порядок образования и управления закрытых административно – территориальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Вся территория ЗАТО, включая входящие в его состав населенные пункты, является территорией городского округа. В России около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на выполнении оборонных заказов. Кроме того, можно выделить отдельные категории городских поселений по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и т.д.

Формы организации хозяйственной жизни на территории муниципального образования. Данный критерий выступает как комплексный показатель, поскольку в нем отражаются все стороны жизни муниципального образования. Так, экономическая организация обязательно имеет территориальные границы экономических интересов населения и хозяйственных структур. От нее напрямую зависят демографическая ситуация и профессиональная ориентация населения. И, наконец, немаловажно то, что создание оптимальных условий для деятельности хозяйственных структур – одна из главных задач местной власти, поскольку эффективность их деятельности обеспечивает поступление средств в бюджет.

Хозяйственная жизнь на территории муниципального образования определяет также и многие аспекты его правового статуса, его роль и участие в планировании развития данной территории. Экономическая организация в значительной степени обуславливает характер и специфику решения социальных вопросов. Таким образом, именно система организации экономической жизни является наиболее комплексным основанием для проведения систематизации муниципальных образований с целью определения объема полномочий местного самоуправления, хотя, безусловно, этот критерий должен рассматриваться совместно с другими.

Единство инфраструктуры муниципального хозяйства. На протяжении многих десятилетий в Российской Федерации происходило постоянное укрупнение и перевод объектов инженерной, социальной и другой инфраструктуры в центры районов. В результате сложилась ситуация, когда органы власти на местах не всегда имеют возможность организовать деятельность по своим предметам ведения. В большей степени это свойственно сельским поселениям, однако есть примеры, когда инфраструктура одного города полностью зависима от другого. Это привело к необходимости выделения в Федеральном законе от 2003 года муниципальных образований двух уровней – муниципалитетов и округов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: