1. Укажите смысловые связки естественного языка, соответствующие основным операциям над множествами: дополнение (– НЕ), объединение (сумма) (– ИЛИ), пересечение (произведение) (– И), разность (– БЕЗ).
2. Пусть множество сотрудников некоторого предприятия; множество всех сотрудников старше 40 лет; множество сотрудников, имеющих стаж более 10 лет; множество служащих; множество рабочих. Каков содержательный смысл каждого из нижеследующих множеств? Изобразить графически (с помощью диаграмм Эйлера – Венна) эти множества.
1) ; | 5) ; | 9) ; |
2) ; | 6) ; | 10) ; |
3) ; | 7) ; | 11) ; |
4) ; | 8) ; | 12) . |
3. Заданы множества А = {1, 5, 7, 9, 12}, B = {5, 7, 9, 11, 13} и С = {1, 2, 3, 8, 10}, являющиеся подмножеством универсального множества U = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12}. Найти следующие множества и их мощности:
1) ; | 5) ; |
2) ; | 6) ; |
3) ; | 7) ; |
4) ; | 8) . |
4. По заданным промежуткам А и B на числовой оси определить ; ; ; ; .
1) и ; 3) и ;
2) и ; 4) и
5. Задана система множеств , , , …, . Найти и .
6. Задана система множеств .
Найти и .
7. Пусть А и В – произвольные подмножества универсального множества I. Доказать графически, что:
1) ; 4) ;
2) ; 5) ;
3) ; 6) .
8. Доказать (аналитически), что .
Указание: воспользоваться тождеством .
9. Существуют ли такие множества А, В и С, что , и ?
Указание: построить диаграмму Эйлера – Венна.
11. Построить из множества А, В и С результат операций над ними. {1, 2, 3}, {1, 3, 5}, {2, 3, 4, 6}.
1) ; 2) .
12. Пусть Множества А, В, С пересекаются в наиболее общем случае. Изобразить на диаграмме Эйлера Результат следующих действий:
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
13. Пусть и - промежутки на числовой оси. Найти ; ; ; ; .
14. Пусть А, В и С – множества такие, что . Можно ли сделать вывод, что В = С?
15. Указать, какие из следующих равенств верны для любых множеств; верны для некоторых множеств; неверны или бессмысленны. Привести обоснование.
1) | ; | 5) | ; |
2) | ; | 6) | ; |
3) | ; | 7) | ; |
4) | ; | 8) | . |