Многофакторный дисперсионный анализ в SPSS

Многофакторный дисперсионный анализ реализуется в SPSS с помощью команды General Linear Model → Univariate (Общие линейные модели → Одномерный анализ). Для начала работы запустите программу SPSS и откройте файл данных. Далее следуйте по следующим шагам:

· В меню Analyze (Анализ) выберите команду General Linear Model → Univariate. На экране появится диалоговое окно Univariate (Одномерный анализ), показанное на рис. 3.8.

В левой части диалогового окна Univariate расположен список всех доступных переменных файла данных, а справа находятся пять полей, с помощью которых задаются основные параметры дисперсионного анализа.

Поле Dependent Variable (Зависимая переменная) предназначена для указания единственной зависимой переменной анализа, поле Fixed factor(s) (Постоянные факторы) - для имен независимых переменных или факторов, поле Covariate(s) (Ковариаты) - для указания имен ковариат. Кнопки Contrasts (контрасты) и Post Hoc (постфактум) действуют практически идентично своим аналогам из диалогового окна однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

 
 

Рис. 3.8 Диалоговое окно Univariate

Особое значение имеет кнопка Plots (Диаграммы), позволяющая строить графики средних значений, которые необходимы для интерпретации взаимодействия факторов.

· Настройка кнопки Options (Параметры)

Для этого щелкните по данной кнопке. На экране появится диалоговое окно Univariate: Options, представленное на рис. 3.9.

 
 

Рис. 3.9 Диалоговое окно Univariate: Options

Установите флажки в группе Display (Отображать), которые позволяют задать список включаемых в вывод величин. Установка флажка Descriptive statistics (описательные характеристики) приведет к включению в выводимые данные средних значений, стандартных отклонений и размеров выборок. Флажок Homogeneity of variance test (Критерий однородности дисперсии) позволяет вывести на экран информацию о степени пригодности данных к дисперсионному анализу. С помощью флажка Estimates of effect size (Оценка величины эффекта) в выводимые данные будет включена величина эффекта (η2), предназначенная для оценки влияния каждой из независимых переменных, а также их взаимодействий.

Щелчок по кнопке Continue (продолжить) возвращает пользователя в основное диалоговое окно Univariate.

· Настройка кнопки Plots (Графики)

 
 

Щелчок по данной кнопке открывает диалоговое окно Univariate: Plofile Plots (рис.3.10).

Рис. 3.10 Диалоговое окно Univariate: Plofile Plots

В этом окне можно задать параметры сразу нескольких графиков средних значений. Каждый график представляет собой ломаную линию (профиль), соединяющую средние значения для групп. Горизонтальной оси соответствуют градации одного из факторов, а величина средних значений откладывается по вертикальной оси. Вид графиков задается тремя параметрами. В поле Horisontal Axis (Горизонтальная ось) вводиться имя фактора, градациям которого будет соответствовать горизонтальная ось графика или графиков. В поле Separate Lines (Отдельные линии) указывается фактор, градациям которого будут соответствовать разные линии на графике. Поле Separate Plots (Отдельные диаграммы) служит для задания имени фактора, градациям которого будут соответствовать разные графики. Щелчок по кнопке Add (Добавление) подтверждает правильность введенных параметров и позволяет перейти к заданию графиков другого типа.

При проведении двухфакторного дисперсионного анализа достаточно построить один график. Для задания имени горизонтальной оси этого обычно выбирается фактор, имеющий большее число градаций (уровней).

После установления всех настроек необходимо вернуться в основное диалоговое окно Univariate. Для этого щелкните по кнопке Continue (продолжить).

· Для выполнения дисперсионного анализа нажмите кнопку ОК.

Контрольные вопросы

3. Назовите область применения дисперсионного анализа в маркетинговых исследованиях?

4. Какие виды дисперсионного анализа Вы знаете?

5. Назовите основные этапы реализации однофакторного дисперсионного анализа?

6. Назовите основные этапы реализации двухфакторного дисперсионного анализа?

7. Сформулируйте гипотезы, проверяемые в двухфакторном дисперсионном анализе?

8. Сформулируйте гипотезы, проверяемые в трехфакторном дисперсионном анализе?

9. Назовите необходимые условия реализации дисперсионного анализа? В каких случаях дисперсионный анализ неприменим?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: