Внеосный кривошипно-ползунный механизм (рис. 1а) и его частный вариант - центральный механизм (рис. 1б) могут быть использованы как при ведущем кривошипе I, так и ведущем ползуне 3.
Условие проворачиваемости кривошипа
где - длина кривошипа 1;
- длина шатуна 2;
е - величина внеосности или эксцентриситета.
При несоблюдении этого условия механизм становится коромыслово-ползунным. Ход ползуна определяется крайними положениями его точки B ( и ).
Для нормальной работы механизма по условию передачи сил в кинематических парах необходимо, чтобы угол давления не превышал допустимого значения . Ориентировочно при рабочем ходе , при холостом . В центральных механизмах поршневых машин .
а) Проектирование по средней скорости ползуна (поршня)
Этот вариант чаще всего применяется при проектировании центрального механизма (ряс. 1б).
Исходные данные: средняя скорость ползуна (или поршня) м/с; частота вращения вала кривошипа (число оборотов в секунду) n, отношение длин кривошипа и шатуна .
|
|
Так как время одного оборота вала равно с, то средняя скорость ползуна , откуда:
(1)
. (2)
Ход ползуна (поршня) . Максимальный угол давления (при ) .
б) Проектирование по двум положениям кривошипа и соответствующему перемещению ползуна
Исходные денные для центрального механизма (рис. 2): угловые координаты звена 1 в начальном и конечном положениях, перемещение ползуна h, отношение длин кривошипа и шатуна .
Из , откуда .
Проецируя векторную цепь на ось x в двух заданных положениях, имеем
,
откуда после подстановки получим
(3)
Длину шатуна определяют по формуле (2).