Внеосный кривошипно-ползунный механизм (рис. 1а) и его частный вариант - центральный механизм (рис. 1б) могут быть использованы как при ведущем кривошипе I, так и ведущем ползуне 3.

Условие проворачиваемости кривошипа

где
- длина кривошипа 1;
- длина шатуна 2;
е - величина внеосности или эксцентриситета.
При несоблюдении этого условия механизм становится коромыслово-ползунным. Ход
ползуна определяется крайними положениями его точки B (
и
).
Для нормальной работы механизма по условию передачи сил в кинематических парах необходимо, чтобы угол давления
не превышал допустимого значения
. Ориентировочно при рабочем ходе
, при холостом
. В центральных механизмах поршневых машин
.
а) Проектирование по средней скорости ползуна (поршня)
Этот вариант чаще всего применяется при проектировании центрального механизма (ряс. 1б).
Исходные данные: средняя скорость ползуна (или поршня)
м/с; частота вращения вала кривошипа (число оборотов в секунду) n, отношение длин кривошипа и шатуна
.
Так как время одного оборота вала равно
с, то средняя скорость ползуна
, откуда:
(1)
. (2)
Ход ползуна (поршня)
. Максимальный угол давления (при
)
.
б) Проектирование по двум положениям кривошипа и соответствующему перемещению ползуна
Исходные денные для центрального механизма (рис. 2): угловые координаты звена 1
в начальном и конечном положениях, перемещение ползуна h, отношение длин кривошипа и шатуна
.
Из
, откуда
.
Проецируя векторную цепь
на ось x в двух заданных положениях, имеем
,
откуда после подстановки
получим
(3)
Длину шатуна определяют по формуле (2).






