Четырехзвенные кулисные механизмы изображены на рис. 6.
При
(обычно
) кулиса 3 совершает возвратно-вращательное движение (механизм с качающейся кулисой, рис. 6а).
При
(обычно
) кулиса 3 за один оборот кривошипа 1 тоже поворачивается на один оборот (механизм с вращающейся кулисой, рис. 6б).

Кулисные механизмы обладают ценным свойством - передача усилия с кривошипа на кулису (через ползун 2) происходит при нулевом значении угла давления. Во многих случаях применяют кулисные механизмы с дополнительной двухповодковой группой (шестизвенные, рис. 7,8). Широко распространены мальтийские механизмы (рис. 10), имеющие схему кулисного механизма, но только и высшей парой.
а) Проектирование шестизвенного механизма с качающейся кулисой
Дано (рис. 7): ход выходного звена (ползуна 5) H, коэффициент изменения его средней скорости при прямом и обратном ходах
, расстояние
между осями вращения кривошипа 1 и кулисы 3; кривошип вращается равномерно
.
Из уравнения 
находим угловой ход кулисы
(8)
Длина кулисы
(9)
Длина кривошипа
(10)
При определении размера b (см. рис. 7) следует ориентироваться на минимальные значения угла давления
. Для этого необходимо траекторию точки D расположить так, чтобы она делила пополам стрелку h, величина которой определяется по формуле
(11)
Длина
звена 4 должна быть выбрана также с учетом угла давления
по формуле
(12)
(ориентировочно можно принять
).
б) Проектирование шестизвенного механизма с вращающейся кулисой
Дано (рис. 8): ход H ползуна 5, длина
кривошипа 1, коэффициент изменения средней скорости выходного звена 5
; кривошип вращается равномерно 
Расстояние
между осями вращения кривошипа 1 и кулисы 3 найдем по формуле
(13)
где угол 

Крайние положения точки D ползуна 5 (
) определяются положениями точки
, когда направления кулисы 3 и шатуна 4 совпадают. Так как траектория точки D пересекает ось вращения кулисы 3 в точке B, то длина кривошипа ВС
(14)
Длина шатуна 4 должна быть такой, чтобы угол давления
, поэтому
(15)
Для получения меньших усилий в поступательной паре 2-3 (камень 2 - кулиса 3) желательно брать длину кривошипа 1 как можно большей, однако следует учитывать, что при этом возрастают габариты механизма.
в) Проектирование механизма с качающимся цилиндром
Такой механизм, применяемый в гидроприводах, по кинематике является кулисным (рис. 9). При переходе из одного крайнего положения в другое поршень 2 перемещается на расстояние H (ход поршня), а ведомое коромысло 1 длиной
поворачивается на нужный угол
. Чтобы полностью использовать цилиндр, задаются величиной коэффициента
, определяемого конструктивно. Схему механизма при минимальных углах давления
получим, если принять
и точку B расположить на продолжении прямой
. Тогда в крайних положениях
(в остальных положениях
)
(16)
(17)
Длина стойки (из
)
(18)
Если
, то можно уменьшить габариты механизма, переместив точку B в положение
по дуге окружности радиусом
так, чтобы в крайнем левом положении звена 1
; в этом случав длина стойки
.
Если в начале движения нужно преодолеть большую нагрузку на ведомом звене 1, то целесообразно принять
, в этом случае угол давления
.
г) Проектирование мальтийского механизма
Дано (рис. 10): межосевое расстояние
и число пазов
, креста 2, определяемое исходя из рабочего процесса машины или прибора.
При повороте кривошипа 1 на угол
выходное звено 2 (крест) поворачивается на угол
, затем останавливается и выстаивает в течение времени поворота кривошипа на угол
; неподвижное положение креста фиксируется специальным устройством, не показанным на чертеже.
Угол поворота креста, соответствующий одному обороту кривошипа,
(19)
Угол поворота кривошипа за время движения креста (из
и
)

Длина кривошипа
(20)
Радиус R пальца кривошипа определяется из условий его прочности. Радиус креста 2
(21)
длина паза
(22)
Время движения и выстоя выходного звена 2 можно вычислить, зная угловую скорость
кривошипа.






