Предисловие. Настоящее учебное пособие “deutsch im Studium und Alltag” / «немецкий язык: изучение и общение» создан для обеспечения дисциплины «иностранный язык» в первом

Настоящее учебное пособие “Deutsch im Studium und Alltag” / «Немецкий язык: изучение и общение» создан для обеспечения дисциплины «Иностранный язык» в первом и втором семестрах. Пособие предназначено всем категориям обучаемых по направлениям и профилям вуза. Пособие может быть использовано для изучения немецкого в качестве как первого, так и второго иностранного языка, с базового уровня А1/А2 для достижения уровня В2. Все модули пособия адресованы лицам, желающим углубить и расширить не только языковую и речевую, но также культурную и профессиональную компетентность, готовящим себя к академической мобильности и успешной карьере.

Цель настоящего пособия – обеспечение лиц, обучаемых по направлениям и профилям вуза, актуальным учебным материалом.

Задачи четырех основных модулей-разделов пособия и факультативного пятого модуля - текстов для чтения:

· пошаговое формирование умений и навыков аудиторной и самостоятельной работы над языковым материалом;

· переход обучаемых от начального до продвинутого уровня владения иностранным (немецким) языком в течение двух учебных семестров;

· углубление языковых знаний, т.е. расширение лексикона, запаса фразеологических выражений, совершенствование грамматикона;

· развитие умений понимания оригинального текста;

· совершенствование техники перевода;

· приобретение навыков просмотрового и аналитического чтения;

· совершенствование навыков устной речи;

· расширение культурного и профессионального кругозора;

· мотивация к постоянному самообразованию, приближение к уровню носителей языка.

Универсальность пособия обеспечена его модульной структурой и уровневой организацией тематических разделов. Первый и второй модули содержат по четыре тематических раздела, третий модуль состоит из трех тематических разделов, четвертый модуль из пяти разделов. Пятый модуль содержит тексты для чтения и самостоятельной работы, которые тематически расширяют и углубляют содержательную и грамматическую наполненность четырех основных модулей.

Первый модуль включает разговорные темы, посвященные образу жизни студента-бакалавра и его окружения, и позволяет обучаемым овладеть немецким языком от уровня А до уровня A2+.

Второй модуль включает разговорные темы, посвященные жизни, быту и труду современного делового человека, как в России, так и в немецкоязычных странах. Обучаемые по второму модулю должны достичь градации А2+/В1+.

Содержание разработанных тем третьего модуля адаптировано к инновационным процессам европейской высшей школы и позволяет передать актуальную информацию об учебном процессе в высшей школе, о профессиональной подготовке молодого человека. Культурно-коммуникационный акцент обучения в третьем модуле усиливается: содержание модуля завершается темой «Германия». Предполагается достижение уровня владения языком В1 – В2.

Цель четвертого модуля - погружение обучаемых в проблемы стран немецкоязычного региона. Тексты для чтения на немецком языке в основном аутентичны. Их адаптация заключается в словарной обработке и представлении лексического, фразеологического минимума, в отборе наиболее актуальных по содержанию фрагментов из целого оригинального текста. Тематический принцип выбора текстов для четвертого модуля – наличие информации по экономике, управлению, образованию, науке и культуре Германии, Австрии, Швейцарии и немецких городов-партнеров Санкт-Петербурга - Дрездена и Гамбурга. Предполагаемый уровень достижения во владении языком – В1/В2+.

Пособие имеет завершающий раздел «Тексты для чтения», который является пятым, завершающим модулем. Его тематика соответствует всем разделам пособия и содержит исключительно аутентичные тексты, как научно-публицистические, так и художественные – культурно-культового характера.

Обучаемые приобретают опыт работы над языковым материалом в процессе изучения четырех основных модулей пособия. В качестве примера, образца (Muster) для самостоятельной работы над текстами для чтения дается методическая разработка одного текста. Уровень владения языком адресата этих текстов приближается к уровню носителя языка, т.е. С1/С2.

Методическая задача последнего раздела – мотивация к самостоятельной работе с аутентичным языковым материалом и к самостоятельному мышлению. Тексты позволяют судить об уровне владения языком его носителей - С1+/С2, дают сведения об известных фактах экономики и государственного управления с новой точки зрения – от авторов из Германии. Читатели найдут сведения о «немецком экономическом чуде», трижды повторявшемся в истории страны, о трех канцлерах, фактически управлявших Германией в самые сложные переломные времена. Их жизнь и деятельность в России/СССР часто освещались тенденциозно или даже одиозно. Материалы пятого модуля обеспечивают приобщение российских обучаемых к менталитету и картине мира представителей другой великой мировой культуры.

Все 16 разделов четырех основных модулей имеют единую дидактическую структуру:

· немецкий лексико-фразеологический материал в словарной форме с переводом на русский язык;

· текст по разговорной теме с базовой лексикой и фразеологией;

· вопросы к тексту, позволяющие всесторонне осмыслить его содержание, снять лексические и грамматические трудности;

· упражнения на закрепление лексического, фразеологического материала, на актуализацию грамматических и коммуникативных умений и навыков;

· текст на русском языке, предназначенный для перевода и обобщения приобретенных знаний.

Все разделы сопровождаются необходимыми наглядными иллюстрациями, снабженными комментариями. Их методическая задача – формирование визуального представления об объектах изучения, расширение культурно-страноведческого кругозора обучаемых. Иллюстрации могут быть использованы при выполнении заданий на стимулирование навыков разговорной речи, передачи содержания текстов на немецком языке.

Упражнения и иллюстративный материал пособия актуализируют, тренируют языковые и речевые навыки и умения, а также развивают навыки общения на иностранном языке.

В соответствии с разговорными и грамматическими темами, представленными в пособии “Deutsch im Studium und Alltag”, созданы пособия «Немецкий язык. Вводный курс» и «Сборник лексико-грамматических упражнений и тестовых заданий». Вместе они составляют единый методический комплекс по немецкому языку для первого-второго года обучения в вузе. Все упражнения и тесты пособия «Сборник лексико-грамматических упражнений и тестовых заданий» распределены по соответствующим темам и разработаны в двух вариантах. Рекомендуется использовать материалы «Сборника» в качестве лексико-грамматических упражнений (как обучающие тесты). Для рубежного контроля рекомендуется использовать первый или второй вариант каждого теста полностью в качестве теста достижения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: