Конкуренция – это соперничество между агентами рыночной экономики на лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Совершенно конкурентный рынок или рынок свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время. Основной чертой рынки совершенной конкуренции является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. При дпн6ной цене одинаковой (стандартизированной) продукции потребителю безразлично у какого продавца покупает продукт. На рынке совершенной продукции отдельные фирмы, которых много, не имеют контроля над ценой продукции.
В условиях совершенной конкуренции производители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками и по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы.
|
|
Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, Но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю.
Валовой доход R представляет собой выручку от продажи всего объема производственной продукции R = PQ. Средний доход определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции R ср = R/Q. Предельный доход R Q - изменение валового дохода фирмы, вызванное изменением ее продаж на единицу товара R Q = R ¢. Валовые издержки C представляют сумму постоянных издержек C 0и переменных издержек C Q: C = C 0 + C Q.
Когда C > R, предприниматель прекращает производство. Если же P > C ср, то фирма остается в отрасли. Дополнительная единица товара должна приносить дополнительную прибыль, тогда предельный доход R Q будет больше предельных издержек C Q, это означает, что прибыльность производства этой единицы продукта. Но вследствие действия закона убывающей отдачи, дополнительные издержки, увеличиваясь, приведут к равенству с предельным доходом. И при увеличении объема фирмы не получит дополнительной прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить такой объем продукции, при котором R Q = C Q, т.е. R Q = C Q = P - условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции. Условие же R > C является лишь условием прибыльности.
Если Q < Q max, то P > C Q, следовательно, необходимо продолжить производство. Если же Q > Q max, то P < C Q, и такой объем производства не выгоден. Максимальное производство Q max определяется из условия C Q = P.
|
|
C ср2 демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремится минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше C ср. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы. Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы, и приходится осуществить постоянные издержки из дополнительного дохода. C ср1 ситуация нулевого дохода (П = R – C = 0), когда существует безубыточное производство.
Монополия представляет собой такую модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного типа является один продавец. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей.
Если совершенно конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем продукции, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно. Монополист существует потому, что вход на рынок другим фирмам заблокирован.
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки.
Сравним излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).
Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как P m и Q m. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентная цена P C и количество продукции Q C должны находится на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещается с равновесных цен P C и количества Q C к монопольной цене P m и количеству продукции Q m.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником A. Те покупатели, которые не могут купить товар по цене P m, но купили бы его по цене P C, также теряют излишек в размере площади треугольника B. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет A + B. Производитель, однако прибыль, обозначенную прямоугольником A, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником C, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Q m – Q C) по цене P C. Общая прибыль производителя, следовательно, составит A – C. Вычитая потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные B + C. Это полные чистые убытки от монопольной власти.