Строительство объектов морского и речного транспорта в военное время производится в соответствии с техническими условиями на основе действующих норм продолжительности строительства и правил строительства.
Нормы продолжительности строительства устанавливаются для определения сроков ввода гидротехнических сооружений порта в действие и являются обоснованием для составления планов капиталовложений, строительно-монтажных работ, материально-технического снабжения.
Основными нормативными документами на проектирование и строительство объектов морского и речного транспорта являются строительные нормы и правила (СНиП).
Строительство временных причальных сооружений и других объектов в военное время может также осуществляется в соответствии с разработанными в мирное время проектными соображениями (упрощенным проектом).
Они разрабатываются проектными организациями или инженерно-техническими работниками головной строительной организации, прикрывающей порты, на основе технических заданий.
Технические задания разрабатываются портами и согласовываются с управлением военных сообщений на морском (речном) бассейне.
Исходными данными для их разработки являются планы технического прикрытия порта, подготовки запасных морских перегрузочных пунктов ЗМПР.
Проектные соображения состоят из пояснительной записки и приложений.
Пояснительная записка содержит техническое задание и следующие разделы:
- принятый вариант решения на подготовку (строительство) запасного морского перегрузочного пункта (ЗМПП);
- организация строительных работ;
- чертежи и ведомости.
Выполнение работ проектными соображениями, как правило, предусматривается в две стадии.
В первую стадию включаются работы, необходимые для приема судов, во вторую - работы, выполняемые в процессе эксплуатации ЗМПП для обеспечения заданной пропускной способности.
Большинство мероприятий по общей подготовке портов, как транспортных узлов, носят заблаговременный характер и должны осуществляться при проектировании, строительстве и реконструкции портов. Мероприятия по общей подготовке портов проводятся их владельцами в мирное время, в угрожаемый период и с началом боевых действий.
Общая подготовка портов для работы в военное время включает комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для бесперебойной работы портов и обеспечение перевозок грузов в условиях боевого воздействия противника, а также защиту личного состава, перевозимых войск и рабочих смен от оружия массового поражения.
Наряду с подготовкой портов, как комплекса, инженерных сооружений и оборудования, должна производиться подготовка персонала порта для работы в военное время. Персонал порта, обслуживающий отдельные объекты порта, должен подготавливаться также и к работе по ликвидации последствий применения противником ОМП.
Комплекс мероприятий по общей подготовке портов для работы в военное время включает следующие организационные и инженерно-технические мероприятия:
- дублирование основных портов и мест погрузки-выгрузки с целью обеспечения перегрузочных работ в заданном объеме (создание ЗМПР);
- рассредоточение и маскировка судов транспортного флота и мест погрузки-выгрузки;
- оповещение работников порта и судов транспортного флота об опасности ядерного и химического нападения, радиоактивном заражении и применении противником бактериальных средств;
- ведение непрерывной радиационной химической и бактериологической разведки;
- обеспечение работников порта средствами защиты;
- обучение работников порта способами защиты от современных видов оружия, а также способам ликвидации последствий применения ОМП;
- противопожарные мероприятия;
- инженерно-технические мероприятия по подготовке проектируемых, вновь строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых портов;
- строительство и оборудование защитных сооружений в портах.
Организационно-технические мероприятия по общей подготовке портов могут быть разделены на мероприятия, проводимые по решению Правительства в масштабе всей страны, мероприятия, проводимые в масштабе субъекта Федерации, города и непосредственно порта.
Инженерно-технические мероприятия по общей подготовке портов для работы в военное время могут производиться при новом строительстве портов и отдельных портовых объектов, их реконструкции, а также в период их эксплуатации.
Основной задачей общей подготовки портов при проектировании и строительстве является разработка такого сочетания комплекса сооружений, устройств и оборудования, которое во-первых, обеспечило бы установленную пропускную способность порта и во вторых, при минимальных затратах сил, средств и времени обеспечивало бы надежную работу порта как транспортного узла в мирное и военное время.
К комплексу инженерно-технических мероприятий относятся:
- выбор места расположения порта;
- определение специализации и разработка схемы механизации порта;
- подготовка системы электро- и водоснабжения;
- обеспечение живучести систем управления и связи;
- подготовка складских и служебно-вспомогательных зданий;
- подготовка подъездных путей;
- подготовка ЗПП;
- строительство защитных сооружений.