Объект и предмет социологического изучения образования

Образование, как гласит «Закон об образовании», есть обучение человека с целью передачи накопленных знаний и умений, культурных норм, ценностей. В социологии образование рассматривается в качестве относительно самостоятельной системы, «функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его цивилизационного развития». А результатом является социально компетентная личность, способная создавать новый социальный опыт на основе ценностных представлений о человеке и обществе. Объектом социологии образования является сфера образования т.е. та социальная сфера, где реализуются функции образовательной деятельности.

Если объект социологии образования очевиден, то взгляды на ее предмет, т.е. ту существенную сторону объекта, которая составляет специфику этой отрасли социологии, различны. Можно выделить три подхода к исследованию образования: институциональный, деятельностный, социокультурный. Институциональный подход был разработан Ф.Р. Филипповым, В.Н. Турченко и другими специалистами, которые исследовали систему образования как социальный институт, его функции и взаимодействие с обществом, прежде всего с социальной структурой. Деятельностный подход (В.Н. Шубкин и др.) позволил сформировать взгляд на образование как сферу социальной активности индивида и социальных групп, прежде всего, молодежи, как особую деятельность всех социальных субъектов, связанных с образованием. И, наконец, складывается социокультурный подход к образованию (Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев и др.), которое понимается как ценность, благо, как социальный капитал. Освоение культурных ценностей в процессе учения рассматривается как вид социокультурной деятельности. Социокультурный подход - это взгляд на образовательный процесс с позиции личности, ее интересов и ценностей, активности в нем, что дает возможность раскрыть изменения личности под воздействием образования. Все это определяет новый взгляд на предмет социологии образования, который обогащает другие подходы с позиции требований современного этапа развития общества, когда возрастает роль самого человека.

Социология образования – самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования как социальный институт, деятельность, ценность. Она исследует: место и роль образования в обществе, состояние и динамику социокультурных процессов в сфере образования; взаимодействие сфер образования с другими сферами общественной жизни; социокультурную структуру сферы образования и ее главных субъектов - учащихся и обучающих, их положение, интересы и взаимодействие; влияние образования на целостное развитие личности.

Высокий статус социологии образования как самостоятельной отрасли социологического знания обусловлен ее результатами и вкладом в развитие общей социологии. В США толчок развитию социологии образования дали работы О. Уорда («Динамическая социология», 1883 г.) Дж. Дьюи («Школа и общество», 1889 г.). В Германии социология образования создавалась М. Вебером и К. Манхеймом. Во Франции у истоков ее стоит Э. Дюркгейм («Социология образования», 1902 г.).

В России социологические подходы к проблемам образования появляются в середине XIX века, еще до собственно социологических трудов, в связи движением общественности за новые идеи в образовании. Первые социологические работы непосредственно по проблемам образования связаны с именами П. Сорокина и Н. Кареева, значительное внимание уделяли им в своих трудах Н.К. Михайловский, Е. де Роберти и др. Политизация исследований в первые годы советской власти и последующие события надолго (до 60-х) задержали становление в России социологии образования как позитивной науки. В ее возрождении и развитии можно выделить три периода: период становления, (1960-70 г.г.), экстенсивной период развития (1970-80 гг.), и современный (с начала 90-х гг.).

В 80 – 90-е гг. в условиях проведения трудных социально-экономических и политических реформ в России создаются новые исследовательские коллективы, которые изучают проблемы современного состояния школы, ценностные ориентации старшеклассников в связи выбором будущей профессии. Это работы ученых Центра социологии образования при Российской Академии образования под рук. В.С. Собкина, научных коллективов в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Барнауле, Нижнем Новгороде и др. Был проведен также международный кросскультурный социологический опрос учителей, учащихся и родителей г. Москвы и Амстердама, выявлены различия в их оценках и мнениях о современном состоянии образования. Реализованы несколько исследовательских проектов по изучению роли образования в самоопределении молодых поколений, социального самочувствия групп, связанных с образованием, социальных последствий трансформации образования. Новые подходы в отечественной социологии образования связаны с ввыявлением скрытых механизмов монополизации образования элитарными слоями общества, с исследованием лидерства в образовании. Сегодня главная задача социологии образования у нас в стране – изучить позитивные и негативные последствия либеральных моделей образования, которые уже функционируют в ряде стран, раскрыть роль образования в социокультурном воспроизводстве личности и общества, способствовать выбору российским обществом демократической модели образования, опирающейся на ценности отечественной культуры, обосновать возможности и необходимость вхождения в европейское и мировое образовательное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: