Рассмотрим простейший порядок ведения бухгалтерского учета.
При использовании счетов бухгалтерского учета данные из первичных документов переносятся в учетные регистры. В качестве учетных регистров могут использоваться различные формы, от чего будет зависеть форма бухгалтерского учета. Простейшим регистром является журнал хозяйственных операций, в котором каждая хозяйственная операция классифицируется с помощью соответствующей корреспонденции счетов. Журнал хозяйственных операций заполняется в течение месяца. В конце месяца данные из журнала переносятся в главную книгу – совокупность счетов. В главной книге подсчитываются обороты и остатки по каждому счету, часть счетов закрывается. На основе главной книги составляется оборотно-сальдовая ведомость, в которой данные, фигурирующие в главной книге, представляются в еще более обобщенном виде. Далее составляется бухгалтерская отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств.
|
|
Выполним предыдущий пример (см. «Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс») с использованием счетов бухгалтерского учета по описанной схеме.
Заполним журнал хозяйственных операций, используя номера счетов в соответствии с централизованным планом счетов (табл. 6):
Таблица 6.
Журнал хозяйственный операций.
Номер | Содержание операции | Сумма | Дебет | Кредит |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | От поставщика поступили материалы и комплектующие изделия. Заплачено с расчетного счета поставщикам за полученные материалы. Отпущены в производство материалы и комплектующие изделия. Начислена зарплата работникам. Удержаны налоги с зарплаты работников. Перечислена сумма налогов в бюджет. Выпущена из производства готовая продукция. Готовая продукция отправлена потребителям Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции. Выявлен результат реализации. Поступила плата за продукцию. Получено с расчетного счета в кассу. Выплачена зарплата работникам. | 90.2 90.9 | 90.1 |
Составим главную книгу:
Дт 01 Кт | Дт 10 Кт | Дт 20 Кт | Дт 43 Кт | |||||||
............ | ............ | 1) 400 | 3) 600 | 3) 600 | 7) 1100 | 7) 1100 | 9) 1500 | |||
4) 300 | ||||||||||
Дт 50 Кт | Дт 51 Кт | Дт 60 Кт | Дт 62 Кт | |||||||
12) 300 | 13) 260 | 11) 200 | 2) 500 6) 60 | 2) 500 | 1) 400 | 8) 2200 | 11) 2200 | |||
12) 300 | ||||||||||
Дт 68 Кт | Дт 70 Кт | Дт 80 Кт | Дт 90 Кт | |||||||
9) 1500 | 8) 2200 | |||||||||
6) 60 | 5) 40 | 5) 40 | 4) 300 | ........... | ........... | 10) 700 | ||||
13) 260 | ||||||||||
- | - | |||||||||
Дт 99 Кт | ||||||||||
10) 700 | ||||||||||
По главной книге можно составить оборотно-сальдовую ведомость (табл. 7) и любые другие отчеты.
|
|
Таблица 7.
Оборотно-сальдовая ведомость
Счет | Остаток на 01.01 | Оборот за январь | Остаток на 01.02 | |||
Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт | |
Итого |
В этой ведомости должны соблюдаться три равенства: два равенства по остаткам и равенство по оборотам, что следует из принципа двойной записи. На основе этой ведомости можно легко составить баланс и другие отчетные документы. Например, информация для составления заключительного баланса содержится в двух последних графах оборотно-сальдовой ведомости. Ниже приведен заключительный баланс в упрощенном и сокращенном виде:
Таблица 8.
Заключительный баланс на 01.02.
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
I. Внеоборотные активы | III. Капитал и резервы | ||
Основные средства | Уставный капитал | ||
Итого по разделу | Нераспределенная прибыль | ||
Итого по разделу | |||
II. Оборотные активы | IV. Долгосрочные обязательства | ||
Запасы | Итого по разделу | ||
Затраты в незавершенном производстве | |||
Готовая продукция | V. Краткосрочные обязательства | ||
Дебиторская задолженность | Займы и кредиты | ||
Расчетный счет | Поставщики и подрядчики | ||
Касса | Задолженность по налогам и сборам | ||
Итого по разделу | Задолженность перед персоналом организации | ||
Итого по разделу | |||
Баланс | Баланс |