Мотивационная сфера

- удовлетворение жизненных потребностей, стремление избежать возможного наказания

- оказание помощи другим людям, самозащита

- месть

- получение эмоционального удовлетворения

- поддержание самооценки

- игровая мотивация

8. Поведенческая сфера:

- отсутствие коммуникативных навыков

- отсутствие навыков законопослушного поведения

- наблюдение за контактными видами спорта

Однако в зависимости от типа совершенного преступления, типы преступных личностей будут обладать определёнными психологическими особенностями:

1. Корыстно-насильственные преступники:

- импульсивность поведения

- слабый самоконтроль

- эмоциональная ригидность

- пренебрежение социальными нормами

- агрессивность

- низкий интеллектуальный уровень

2. Воры:

- меньшая импульсивность поведения

- меньшая эмоциональная ригидность

- низкий уровень тревоги

- хорошая социальная адаптация, хорошо развитые навыки общения

- низкая агрессивность

3. Насильственные преступники:

- импульсивность поведения

- эмоциональная ригидность

- низкий уровень эмпатии

- слабо выраженная склонность к самоанализу

- склонность к доминированию

- нарушение социальной адаптации

Психологическая структура личности преступника. Для того чтобы судить о криминогенных особенностях личности преступника, необходимо понимать роль психических свойств, образующих внутреннюю — психологическую — основу личности в порождении преступного поведения.

Методологическим основанием понимания является положение о том, что никакие внешние обстоятельства не могут являться непосредственными причинами противоправного деяния, если они не стали побуждениями воли самого человека, обладающего способностью к волевому поведению (А.Р. Ратинов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев и др.).

Генезис преступного поведения заключается в формировании у индивида состояния психологической готовности к поведенческому акту в форме общественно опасных действий либо бездействия. В процессе формирования этой готовности индивид личностно своеобразно воспринимает и оценивает внешние условия, испытывает личностно характерные для него побуждения (мотивы), определяет личностно приемлемый способ и цель действий. Принятая цель достигается им благодаря сложившимся в жизненном опыте навыкам, умениям, способностям, которые представляют собой также личностные образования. Таким образом, в процессе порождения преступного поведения особенности личности обусловливают индивидуально своеобразное восприятие внешних условий, мотивообразование, целеполагание и исполнительную регуляцию поведения.

Раскрытие психологии личности преступника как субъекта антиобщественного поведения требует комплексного подхода к изучению ее психологических свойств. Этот подход должен опираться на научно обоснованные выводы о том, какие психологические свойства личности, какую играют роль в порождении преступного поведения, т.е. необходимо составить модель психологической структуры личности преступника, выражающую суть криминогенной личности.

К психологической структуре личности преступника исследователи в различных сочетаниях относят:

· свойства потребностно-мотивационной сферы (потребности, интересы, устойчивые мотивы и др.);

· свойства ценностно-нормативной сферы (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, установки, позиции личности и др.);

· интеллектуальные свойства (уровень умственного развития, особенности мышления и др.);

· свойства, представляющие опыт, значимый в преступном поведении (знания, умения, навыки, способности);

· эмоциональные, волевые свойства, темперамент.

Если посмотреть на психологическую структуру личности преступника с точки зрения выполняемых ею функций в порождении преступного поведения, то она должна включать свойства, обусловливающие:

• криминогенно значимое восприятие тех или иных социальных условий и ситуаций;

• мотивацию к преступному поведению;

• приемлемость преступной цели, которая как таковая определяется криминальным способом реализации мотивов;

• возможность реализации преступного способа, т.е. достижения преступной цели.

Центральным моментом в генезисе преступного поведения при этом является принятие криминальной цели и способа. Наиболее существенные психологические особенности личности преступника проявляются в особенностях принятия преступной цели и способа, в личностной обусловленности их принятия.

Также выделяют социально-демографическую и социально-психологические подсистемы личности преступника.

Социально-демографическая подсистема личности преступника. Она включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Понятно, что все эти признаки сами по себе (пожалуй, разве только за исключением судимости) не могут характеризовать конкретного субъекта как человека, обязательно склонного к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нем более целостное представление.

Наибольшая криминогенная активность лиц молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завершившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отно­шений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориентаций, отсутствием устойчивых жизненных планов. Таких лиц отличает отрицательное или безразличное отношение к выполнению гражданских обязанностей: добросовестно трудиться, заботиться о воспитании детей и т.п. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает связан с невысоким интеллек­том человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Таким образом, анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений. Поэтому перейдем к рассмотрению второго блока в структуре личности преступника, к ее социально-психологической подсистеме.

Социально-психологическая подсистема личности преступника. В общепсихологической концепции личности была представлена признанная многими учеными психологическая структура личности в виде ее четырех основных структурных элементов:

1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

3) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые, наряду с социальными факторами, влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные выше подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место, разумеется, и в структуре личности тех, кого принято считать преступниками. Существенное отличие всех этих структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что в первом случае многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Справедливо считается, что основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

Типичные особенности личности преступника выражаются в дефектах его личности [11]:

1. Дефекты индивидуального правосознания как результат не­достаточной его социализации: а) социально-правовой инфан­тилизм; б) правовая неосведомленность; в) социально-правовая дезинформированность; г) правовой нигилизм (негативизм); д) социально-правовой цинизм; е) социально-правовое бескуль­турье. Исходя из дефектов правосознания, всех преступников можно разделить на две большие группы: 1) на лиц, совершивших преступления по незнанию законов, хотя незна­ние законов не освобождает от уголовной ответственности; 2) на лиц, знавших законы, запрещающие данное деяние, но совершивших их.

2. Патология потребностной сферы личности или дисгармо­ния потребностей личности преступника, которая выражается в следующем:

— в нарушении равновесия (баланса) между материальными и духовными потребностями личности, в результате чего чело­век становится стяжателем или стремится к обогащению любы­ми способами;

— аморальный, извращенный характер удовлетворения мно­гих из них. Так, насильника судят не за то, что у него есть по­ловые потребности, а за стремление удовлетворить их способом, опасным для жертвы сексуального насилия и запрещенным за­коном;

— ослабление самоконтроля за удовлетворением многих из них, в результате чего человек становится рабом своих потреб­ностей;

— большой удельный вес в структуре личности занимают квазипотребности (ложные потребности), не нужные для разви­тия личности (алкоголизм, наркомания, чифиризм и др.).

3. Дефекты в личностных установках. Многие совершают преступления в связи с наличием в структуре личности дефек­тов в личностных установках. Здесь возможны следующие вари­анты:

- один совершил преступление потому, что у него нет твердых установок законопослушного поведения;

— другой совершил преступление, руководствуясь возник­шей ситуативной установкой в благоприятной для совершения преступления ситуации;

— третий имеет твердую криминальную установку, поэтому он сам создает ситуацию благоприятную для совершения пре­ступления.

4. Благоприятствуют совершению преступления и формиро­ванию личности преступника дефекты психического развития, которые отмечаются почти у 50% осужденных в различной сте­пени выраженности. Сюда относятся прежде всего:

— нервно-психические заболевания (психопатия, олигрефрения, неврастения, пограничные состояния), повышенная возбудимость, не достигающие фазы невменяемости;

— наследственные заболевания, особенно отягощенные ал­коголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

— психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, из­менение химического состава окружающей среды, использова­ние новых видов энергии, например, атомной, повлиявшей на экологию, и как следствие приводят к психосоматическим, ал­лергическим, токсическим заболеваниям и выступают дополни­тельным криминогенным фактором.

Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением.

А. И. Долгова11 выделила базовые черты личности преступника, которые чаще всего представлены в личности в определенных сочетаниях:

1. негативная социальная (антиобщественная) направленность личности;

2. формирование личности в аморальных условиях;

3. отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства;

4. отсутствие чувства социальной ответственности;

5. привыкание к негативной оценке своего поведения;

6. социально-психологические механизмы самозащиты и самооправдания;

7. активность в момент совершения преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: