Лекция 1.3.Методы криминальной психологии

Анализ уголовной статистики

Анкетный метод

Анализ периодической печати

Экспертный метод

Психологический анализ уголовных дел

Наблюдение

Метод обобщения независимых характеристик

Социометрия

Использование данных судебно-психологической экспертизы

Эксперимент

Тест

Изучение личности преступника, преступных сообществ и психологии преступности в целом должно быть не эпизодичес­ким, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе12. Руководствуясь изложенными требо­ваниями, необходимо выбирать в каждом исследовании соот­ветствующие методы для получения объективных данных о кон­кретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в той или иной области преступности.

В криминальной психологии имеет значение взаимосвязь двух аспек­тов применения системно-структурного метода при анализе преступника и преступных групп. Во-первых, рассмотрение преступности как множества вза­имодействующих составляющих (преступлений, лиц, их со­вершающих, преступных формирований и т. п.), обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется психологическая структура преступности, характеристики различных элемен­тов, их взаимодействие.

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более об­щей системы — общества. Выявляются внешние связи пре­ступности с различными характеристиками общества и личности, выде­ляются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особен­ности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема обще­ства.

Преступность рассматривается в данном аспекте во взаи­мосвязи с иными негативными социально-психологическими отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой, теневой юстицией и др.), и в этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как соци­альные отклонения. Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

Все это анализируется в динамике, выявляется диалек­тика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой — обществом и другими его структурами.

Для изуче­ния психических явлений в области преступности в криминаль­ной психологии и практики профилактики правонарушений ис­пользуются различные методы. Под мето­дами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных11. Функции сбора информации реализуются посредством ме­тодов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирова­ние), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д. Методами же анализа первичных данных являются: содер­жательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирова­ние.

Методы сбора и анализа информации тесно связаны и вза­имодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику.

Различают также методы научного исследования (применяе­мые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для "изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным по­ведением и воздействия на него.

В процессе системно-структурного анализа обычно ши­роко используются математические методы. Ограниченно ис­пользуются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других матема­тических методов с использованием мультимедийных программ.

Рассмотрим основные методы криминальной психологии.

1.3.1. Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представ­ление о современной преступности (и в частности — о подрост­ковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выде­ляя в ней такие параметры:

— динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства;

— структура и характер совершаемых преступлений;

— степень организованности;

— профессионализация преступных проявлений;

— социально-демографическая характеристика преступни­ков;

— виды и характеристика групповой преступности;

— влияние взрослых на подростковую преступность;

— проявление новых видов и способов преступного про­мысла;

— степень коррумпированности преступности;

— связь отечественной преступности с зарубежной.

Можно выделять и другие параметры для анализа. Прове­денный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования.

Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают общую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому ана­лиз уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.).

1.3.2. Анкетный метод - это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количе­ственных данных. Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, право­вым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетиро­ванием можно охватить большую группу лиц, провести иссле­дование в кратчайшие сроки. Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что ан­кетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена.

1.3.3.Анализ периодической печати. В периодической печати ши­роко освещаются вопросы борьбы с преступностью. Многие из­дания специально имеют раздел «Криминальная хроника», где освещаются совершаемые преступления, дается характеристика личности или группы преступников, методы и способы совер­шения преступлений, способы сокрытия следов, поведение за­держанных обвиняемых и подозреваемых и т.д. Данные прессы и телевидения подвергаются контент-анализу (качественному и количественному анализу). Для этого исследователь разрабаты­вает схему такого анализа исходя из исследуемой проблемы. К сожа­лению, контент-анализ СМИ пока мало используется для изу­чения криминально-психологических проблем.

1.3.4.Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организован­ной преступностью. В изучении преступности несовершенно­летних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены ко­миссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специаль­ных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых ус­ловиях воспитания, воспитательных коло­ний и др.

1.3.5.Психологический анализ уголовных дел. Для изучения психоло­гических особенностей отдельных видов преступлений или катего­рий преступников отбираются соответствующие уголовные дела. Дальше разрабатыва­ется схема их анализа. Собранная информация подлежит обработке, для чего составляется програм­ма и данные вводятся в компьютер. Полученные данные подлежат интерпретации.

1.3.6. Наблюдение - основной метод криминально-психологичес­кого исследования. С помощью этого метода личность делинквента изучается в реальных условиях без вмешательства иссле­дователя.

Наблюдение должно отвечать следующим требованиям:

- целенаправленность - т.е. иметь определенную програм­му и план наблюдения, в которой отражается: что наблюдать и в каких условиях;

- систематичность - быть постоянным, а не от случая к случаю;

- репрезентативность - количество наблюдений и число наблюдаемых должно быть достаточным для получения значи­мых результатов и позволять использовать математические ме­тоды обработки материала;

- результаты наблюдения подлежат точной фиксации в протоколе наблюдения, используются также магнитофонные и видеозаписи;

- наблюдать одно и то же лицо или группу надо в разных, закономерно меняющихся условиях.

Недостатком этого метода является то, что само по себе на­блюдение далеко не всегда позволяет отделить случайные факты от закономерных, а истолкование этих фактов может быть субъ­ективным.

1.3.7. Метод обобщения независимых характеристик. С любым под­ростком-правонарушителем общается большой круг людей: дру­зья по месту жительства, классный руководитель школы, инспектор ОППН органов внутрен­них дел, врач, преподаватели конкретных учебных дисциплин и т.д. Суть метода заключается в учете этих независимых характеристик одним лицом, например, классным руководите­лем или инспектором ОППН, и использовании их в научных и практических целях. Методом обобщения независимых характе­ристик можно изучать не только отдельную личность, но и кри­минальную группу.

1.3.8. Социометрия - как способ измерения контактных взаимо­отношений (в переводе с лат. socius означает товарищ, компа­ньон, metrum - измерять, мерить) применяется и в криминаль­ной психологии. Она позволяет получить одномоментные «снимки» структуры неформальных, межличностных отношений в группе, сообществе.

Но в криминальной психологии не всегда можно использо­вать социометрию в чистом виде при исследовании криминаль­ной группы. И тут на помощь приходит разновидность этого метода, называемая «пространственно-знаковая социометрия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: