Судебно-психологическая экспертиза — это процессуальное действие, предусмотренное уголовно-процессуальным кодексом, проводимое в целях получения заключения эксперта по вопросам, имеющим доказательственное значение по делу, и требующее серьезных познаний в области психологии.
В процессе судебно-психологической экспертизы решаются следующие задачи:
— установить, способен ли обвиняемый с отставанием в психическом развитии полностью осознавать свои действия и руководить ими;
— способен ли потерпевший (малолетний, несовершеннолетний), подвергнувшийся изнасилованию, правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;
— установить способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющиеся для дела обстоятельства и давать правильные показания;
— были ли у лица, покончившего самоубийством, перед смертью психические состояния, предрасполагавшие к самоубийству, и установить возможные причины этих состояний;
— установить наличие или отсутствие у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических состояний (страха, депрессии, стресса, фрустрации), существенно повлиявших на его сознание и деятельность;
— определить ведущие мотивы в поведении человека и мотивацию отдельных поступков, характеризующих его личность;
— установить индивидуально-психологические особенности подэкспертного, существенно повлиявшие на его поведение и на формирование намерения совершить преступление;
— установить структуру преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, выявить лидера и др.;
— установить наличие или отсутствие у лица, управляющего техническим механизмом, психического состояния, существенно повлиявшего на управление им (на транспорте, на производстве) и повлекшего аварию или чрезвычайное происшествие.
Исходя из этих задач, решаемых судебно-психологической экспертизой, подбираются и методы их решения. Получаемая в ходе судебно-психологической экспертизы информация используется в научных целях для разработки теоретических проблем криминальной психологии.
1.3.10 Эксперимент - один из основных методов исследования психологических явлений, механизмов и закономерностей. Эксперимент предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в нее исследователя, планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами). Обязательно регистрируются все изменения в поведении изучаемого объекта. В зависимости от условий, в которых проводится исследование, различают лабораторный и естественный эксперимент.
При лабораторном эксперименте исследователь искусственно создает обстановку и условия, в которых изучается испытуемый. Лабораторный эксперимент в криминальной психологии используется обычно в рамках судебно-психологической экспертизы в отношении обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Естественный экспериментхарактеризуется тем, что личность и группа изучаются будучи включенными в стабильную обстановку жизни и быта, например, изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя в условиях обучения в школе (если он не подвергнут аресту).
Констатирующий эксперимент имеет цель выявить особенности личности, ее мотивы, интересы, взгляды и убеждения, способствующие совершению правонарушения, степень ее конформности при совершении преступления в группе. Формирующий эксперимент сочетает в себе психологическое изучение личности или группы и осуществление определенной системы воздействия на них.
1.3.11. Тест (от англ, test — проба, испытание) — система специальных заданий, позволяющая выявить и измерить определенные психические качества или свойства отдельного индивида, или другие феномены, относящиеся к нему. Тест - стандартизированный метод, он объективно измеряет один или несколько аспектов личности. Тесты бывают — вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, индивидуальные и групповые. С помощью тестов можно выявить особенности аффективно-потребностной сферы, когнитивной (познавательной) деятельности, внутри- и межличностные конфликты, механизмы психологической защиты, общую направленность личности, преобладающий тип переживаний.
Тестирование широко применяется при диагностике личности правонарушителя, его положения в группе, в семье, в классе школы и др. Полученный материал используется в уголовном процессе, а также в организации профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Раздел 2. Концептуальные аспекты криминальной психологии