Использование данных судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза — это процессуальное дей­ствие, предусмотренное уголовно-процессуальным кодексом, проводимое в целях получения заключения эксперта по вопро­сам, имеющим доказательственное значение по делу, и требую­щее серьезных познаний в области психологии.

В процессе судебно-психологической экспертизы решаются следующие задачи:

— установить, способен ли обвиняемый с отставанием в психическом развитии полностью осознавать свои действия и руководить ими;

— способен ли потерпевший (малолетний, несовершенно­летний), подвергнувшийся изнасилованию, правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;

— установить способности обвиняемых, потерпевших и сви­детелей адекватно воспринимать имеющиеся для дела обстоя­тельства и давать правильные показания;

— были ли у лица, покончившего самоубийством, перед смертью психические состояния, предрасполагавшие к само­убийству, и установить возможные причины этих состояний;

— установить наличие или отсутствие у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических состояний (страха, депрессии, стресса, фру­страции), существенно повлиявших на его сознание и деятель­ность;

— определить ведущие мотивы в поведении человека и мо­тивацию отдельных поступков, характеризующих его личность;

— установить индивидуально-психологические особенности подэкспертного, существенно повлиявшие на его поведение и на формирование намерения совершить преступление;

— установить структуру преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, выявить лидера и др.;

— установить наличие или отсутствие у лица, управляющего техническим механизмом, психического состояния, существен­но повлиявшего на управление им (на транспорте, на производ­стве) и повлекшего аварию или чрезвычайное происшествие.

Исходя из этих задач, решаемых судебно-психологической экспертизой, подбираются и методы их решения. Получаемая в ходе судебно-психологической экспертизы информация исполь­зуется в научных целях для разработки теоретических проблем криминальной психологии.

1.3.10 Эксперимент - один из основных методов исследования психологических явлений, механизмов и закономерностей. Экс­перимент предполагает специальную организацию ситуации ис­следования, активное вмешательство в нее исследователя, пла­номерное манипулирование одной или несколькими перемен­ными (факторами). Обязательно регистрируются все изменения в поведении изучаемого объекта. В зависимости от условий, в которых проводится исследование, различают лабораторный и естественный эксперимент.

При лабораторном эксперименте исследователь искусственно создает обстановку и условия, в которых изучается испытуемый. Лабораторный эксперимент в криминальной психологии ис­пользуется обычно в рамках судебно-психологической экспер­тизы в отношении обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Естественный экспериментхарактеризуется тем, что лич­ность и группа изучаются будучи включенными в стабильную обстановку жизни и быта, например, изучение личности несо­вершеннолетнего правонарушителя в условиях обучения в школе (если он не подвергнут аресту).

Констатирующий экс­перимент имеет цель выявить особенности личности, ее моти­вы, интересы, взгляды и убеждения, способствующие соверше­нию правонарушения, степень ее конформности при соверше­нии преступления в группе. Формирующий эксперимент соче­тает в себе психологическое изучение личности или группы и осуществление определенной системы воздействия на них.

1.3.11. Тест (от англ, test — проба, испытание) — система специ­альных заданий, позволяющая выявить и измерить определен­ные психические качества или свойства отдельного индивида, или другие феномены, относящиеся к нему. Тест - стандартизированный метод, он объективно измеряет один или несколько аспектов личности. Тесты бывают — вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, индивидуальные и групповые. С помощью тестов можно выявить особенности аффективно-потребностной сферы, когнитивной (познавательной) дея­тельности, внутри- и межличностные конфликты, механизмы психологической защиты, общую направленность личности, преобладающий тип переживаний.

Тестирование широко применяется при диагностике лич­ности правонарушителя, его положения в группе, в семье, в классе школы и др. Полученный материал используется в уго­ловном процессе, а также в организации профилактики право­нарушений несовершеннолетних.


Раздел 2. Концептуальные аспекты криминальной психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: