Система организационно-технических мероприятий

Для координации работы по обеспечению пожарной безопасности на различных объектах и контроля за ее проведением создаются соответствующие службы в аппаратах министерств, других органах государственной исполнительной власти. Такие службы должны быть и в аппаратах объединений, предприятий.

Вновь созданные предприятия могут начинать свою деятельность после получения на это разрешения в органах государственного пожарного надзора. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности предприятий несут их руководители или уполномоченные ими лица.

Руководители (собственники) предприятий, учреждений, организаций, а также арендаторы, обязаны: разрабатывать комплексные меры по обеспечению пожарной безопасности; разрабатывать и утверждать действующие в пределах предприятий инструкции, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением; обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм и правил, а также выполнение предписаний и постановлений государственного пожарного надзора; представлять по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы о состоянии пожарной безопасности; организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мер по их обеспечению; содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, пожарную технику, оборудование и инвентарь; проводить служебное расследование случаев пожаров.

На каждом предприятии с учетом его пожарной опасности приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий противопожарный режим.

Для защиты жизни и здоровья граждан, частной, коллективной и государственной собственности от пожаров, поддержания надлежащего уровня пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах создана в Украине пожарная охрана, которая делится на государственную, ведомственную, сельскую и добровольную. Тушение пожаров пожарной охраной осуществляется бесплатно. Материальные убытки, связанные с повреждением имущества в ходе тушения пожаров, пожарная охрана не возмещает.

Закон «О пожарной безопасности» предусматривает государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независимо от форм собственности. В Украине созданы и функционируют центральный орган (Управление Государственной пожарной охраны МВД Украины), территориальные и местные органы государственного пожарного надзора. Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются государственными инспекторами по пожарному надзору, которые имеют право: проводить в любое время в присутствии собственника (руководителя предприятия) или его представителя пожарно-технические обследования и проверку предприятий, учреждений, организаций, построек, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности; получать от собственника необходимые объяснения материалы и информацию; давать (направлять) руководителям, должностным лицам и гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности; прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию построек, сооружений (отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети), а также проведение пожароопасных работ в случае нарушения правил пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара или мешающего его тушению и эвакуации людей; осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований при проектировании (выборочно), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте различных объектов, запрещать до устранения нарушений реализацию проектов, останавливать строительно-монтажные работы, вносить предложения о прекращении их финансирования; привлекать к административной ответственности должностных лиц, работников и граждан, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использо­вании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению; применять штрафные санкции к предприятиям, организациям и учреждениям за нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия, учреждения и организации могут привлекаться к уплате штрафа, максимальный размер которого не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы. Неуплата штрафа в течение месяца после окончательного разрешения спора влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки. Уплата штрафа производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Средства, полученные от применения этих штрафных санкций, направляются в государственный бюджет и используются для развития пожарной охраны и пропаганды противопожарных мероприятий.

Закон «О пожарной безопасности» предусматривает возмещение предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами убытков, причиненных в связи с нарушениями ими противопожарных требований.

Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

В целях проведения мероприятий по предотвращению пожаров и организации их тушения создаются на предприятиях и различных объектах из рабочих, служащих, инженерно-технических работников и других граждан не моложе 18 лет добровольные пожарные дружины (команды), положение о которых утверждено Министерством внутренних дел на основании постановления Кабинета министров Украины. Добровольная пожарная дружина создается при численности работающих, как правило, не меньше 50 человек, она может быть общеобъектовая и (или) цеховая в зависимости от структуры и особенностей предприятия.

На предприятии, в учреждении, организации с численностью 50 и более человек решением трудового коллектива создается пожарно-техническая комиссия, которая действует в соответствии с Типовым Положением, утвержденным МВД Украины. В исключительных условиях ее функции может выполнять комиссия по охране труда.

Все работники при приеме на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросампожарнойбезопасности [9-11] в соответствии. Противопожарные инструктажи по назначению проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Повторный противопожарный инструктаж, включающий вопросы вводного и первичного инструктажей, должен проводиться на рабочем месте со всеми работниками не реже одного раза в год.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников на рабочем месте или в специально отведенном помещении в следующих случаях: введение в действие новых или переработанных нормативных актов по пожарной безопасности (правил, инструкций и т.п.); изменение технологического процесса, использование нового или модернизация существующего пожароопасного оборудования; по требованию государственных инспекторов по пожарному надзору, если установлено неудовлетворительно знание работниками правил пожарной безопасности на рабочем месте, неумение действовать при пожаре и пользоваться первичными средствами пожаротушения. Объем и содержание этого инструктажа определяются причинами, вызвавшими необходимость его проведения.

Целевой противопожарный инструктаж должен проводиться с работниками перед выполнением ими разовых (кратковременных) пожароопасных работ (сварочных, разогревательных и др.), при ликвидации аварии, стихийного бедствия.

Должностные лица, от деятельности которых зависит противопожарное состояние различных объектов и предприятия в целом, до начала исполнения своих обязанностей и периодически (не реже 1 раза в 3 года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Согласно закону Украины «О пожарной безопасности», в высших учебных заведениях, учебных заведения повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-воспитательных учреждениях организуется изучение правил пожарной безопасности на производстве ивбыту, а также действий в случае пожара.

Таким образом, для устранения причин пожаров и взрывов проводятся технические, эксплуатационные, организационные и режимные мероприятия.

К техническим мероприятиям относят:

соблюдение противопожарных норм при проектировании и сооружении предприятий, зданий и установок, устройстве отопления и вентиляции; устройство электрической пожарной сигнализации; правильный выбор и монтаж электрооборудования; устройство защиты от электростатических зарядов и молниезащиты; обеспечение средствами тушения пожаров (огнетушителями, пожарным водоснабжением, песком, пожарным инвентарем и др.) и т.д.

Эксплуатационные мероприятия предусматривают:

правильную техническую эксплуатацию производственных агрегатов, котельных, компрессорных и др. силовых установок и электрооборудования; правильное содержание зданий и территории предприятий; обеспечение герметизации оборудования; правильное ведение ремонтных работ в газоопасных местах (оформление наряда – допуска, применение омеднённого инструмента, правильный порядок ведения сварочных работ и т.д.) и др.

К организационным мероприятиям относят:

обучение персонала правилам и нормам пожарной безопасности; создание на предприятиях добровольных пожарных дружин; издание необходимых инструкций и плакатов по пожарной безопасности; обучение персонала правильным способам тушения пожаров; разработка планов ликвидации и локализации аварий; организация тренировок по действию персонала в соответствии с данным планом и др.

Режимными мероприятиями являются:

ограничение или запрещение в пожароопасных местах применения открытого огня, курения, электро - или газосварочных работ; указание мест для курения; устройство мест применения нагревательных приборов и т.д.

Список литературы

1. Законодавство Ураїни про охорону праці. Сб. нормативных документов, т.1. – К.: Основа, 1992. – 528с.

2. Положення про розслідування та облік нещасних випадків, професійних захворювань і аварій на підприємствах, в установах і організаціях. – К.: Основа, 1998. – 152с.

3. Внутренние санитарно-технические устройства. В 2-ч частях/ Под ред. И. Г. Староверова// Часть 2. Вентиляция и кондиционирование воздуха: Справочник проектировщика. – М.: Стройиздат, 1978. – 509с.

4. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе: Справ. изд.– М.: Химия, 1991.– 368 с.

5. Торговников Б.М., Табачник В.Е., Ефанов Е.М. Проектирование промышленной вентиляции: Справочник.– К.: Будівельник, 1983.– 256 с.

6. Справочник по охране труда на промышленном предприятии/ К.Н.Ткачук, Д.Ф. Иванчук, Р.В. Саборно, А.Г. Степанова. – К.: Техника, 1991. – 285 с.

7. Николин В. И., Васильчук М.П. Прогнозирование и устранение выбросоопасности при разработке угольных месторождений. – Липецк: Липецкое изд. Роскомпечати, 1997. – 496 с.

8. Николин В. И., Заболотний А. Г., Лунев С. Г. Современные представления природы выбросоопасности и механизма выбросов как научная основа безопасности труда. – Донецк: ДонГТУ, 1999. – 96с.

9. Пожежна безпека. Нормативні акти (у 5-ти томах) - К., 1997.

10. Аханченок А. Г. Пожарная безопасность в черной металлургии. - М.: Металлургия, 1991. - 149 с.

11. Смирнов Н.В., Коган Л.М. Пожарная безопасность предприятий черной металлургии: Справ. Изд. – М.: Металлургия, 1989. – 432с.


4. Охрана труда в отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: