Введение. Мы живем в мире сервиса. Многие из нас либо непосредственно работают в том или ином сервисе − транспортном

Мы живем в мире сервиса. Многие из нас либо непосредственно работают в том или ином сервисе − транспортном, энергетическом, связи, медицинском, торговом, педагогическом, коммунально-бытовом, культурно-просветительном, информационном и т. д., либо участвуют в создании способов и средств − индустрии для различных видов сервиса. Понимать это надо в том смысле, что сервис − любая разновидность общественно полезного труда, направленная на удовлетворение разумных потребностей человека.

Среди всех видов сервиса сервис в информационной сфере занимает особое положение, которое определяется прежде всего своеобразием самого «продукта» сервиса.

Если большинство видов сервиса имеет дело с продуктами, обладающими вещественно-энергетическими свойствами, нам привычными и чаще всего понятными, то «продукты» сервиса в информационной сфере − знания, информация − наделены свойствами далеко не обычными. Главная особенность сервиса в информационной сфере: «продукт» информационного сервиса в отличие от продуктов всех остальных разновидностей сервиса является неотъемлемым компонентом мыслительного процесса, сопровождающего любую интеллектуальную деятельность, компонентом, «встроенным» в эту деятельность и активизирующим ее. Сервис в информационной сфере для того и существует, чтобы облегчить и украсить нашу жизнь, удовлетворить, и, желательно, качественно, ту или иную потребность в различной информации.

Сервис в информационной сфере лишь тогда в действительности сможет стать сервисом, если он обеспечит постоянную взаимную адаптацию информационной среды, создаваемую информационной системой, с информационной микросредой каждого конкретного потребителя. Первая немыслима без учета системой особенностей научно-технической ситуации и возможностей пользователя («человеческого фактора»), вторая нереальна без достижения тем же пользователем определенного уровня информационной культуры.

Особенно широкие возможности для сервиса в информационной сфере открыло массовое производство персональных компьютеров. Персональные машины стали проникать практически во все сферы человеческой деятельности, в частности и в сферу информационного сервиса, значительно расширив возможности доступа специалистов к знанию и его непосредственной обработки в процессе научно-технического творчества.

Среди различных видов сервиса сервис в информационной сфере и обеспечивающая его индустрия информатики развиваются стремительнее всех. Чтобы эффективно использовать для развития научно-технического и социального прогресса важнейший продукт интеллектуальной деятельности − информацию, во всех промышленно развитых странах ускоренными темпами ведутся разработка и внедрение способов и средств доведения этого «продукта» до своих потребителей.

Ни одна из разновидностей сервиса в информационной сфере не может эффективно развиваться без реального представления об информационных потребностях тех, на кого направлена сервисная деятельность информационных служб. Создание информационной системой необходимой комфортной для пользователя информационной среды, с одной стороны, и владение этим специалистом достаточной информационной культурой, что позволяет продуктивно использовать возможности этой среды, − с другой, непременные условия эффективного функционирования сервиса в информационной сфере.

В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом достаточно широко используются сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции, аудиоконференции и аудиографические конференции, электронные доски объявлений. Пользователям Интернет хорошо знакомы системы электронной коммерции и электронного бизнеса. Для пользователей и особенно для специалистов в области информационных технологий большой интерес представляют различные предметно-ориентированные информационные системы, обеспечивающие комплекс информационных услуг «на выходе». Это в первую очередь относится к бухгалтерским и банковским информационным системам, системам электронных платежей, информационным системам на рынке ценных бумаг, автоматизированным системам страхования, системам в индустрии гостеприимства и туризма, информационным системам управления на предприятиях туризма и информационным системам кадровых агентств.

Сфера научных и практических интересов сервиса в информационной сфере достаточно широка, поэтому затронутые в пособии проблемы лишь отдельные, узловые, с точки зрения автора, проблемы сервиса в информационной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: