Термин сервис, используемый по отношению к Интернет, происходит от английского service, что в переводе на русский язык означает служба и представляет собой совокупность следующих компонентов [14]:
· информационного ресурса – совокупности информационных объектов, например, документов, которые используются человеком;
· программы-клиента, устанавливаемой на компьютерах пользователей, и обеспечивающей возможность работы с информационными объектами, расположенными на различных компьютерах сети;
· набор программ-серверов, осуществляющих обработку запросов клиентского программного обеспечения и управляющих информационными объектами;
· набор протоколов взаимодействия клиентского программного обеспечения с серверами. Протоколы взаимодействия программного обеспечения сет е вых сервисов относятся к трем верхним уровням модели открытых информационных систем (OSI) и используют в качестве средства доставки своих пакетов протоколы транспортного уровня.
Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу поьзователей со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются [14]:
|
|
· электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
· телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
· система файловых архивов (FTP), обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
· управление удаленными компьютерами в терминальном режиме (Telnet);
· всемирная паутина (World Wide Web) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
· система доменных имен (DNS), обеспечивающая возможность использования для адресации узлов сети мнемонические имена вместо числовых адресов;
· текстовое общение в реальном времени (IRC chat).
Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести Интернет-пейджеры (ICQ, AOl, Demos on-line и т.п.), системы Интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.
|
|
Обмен информацией в Интернетосуществляется с помощью протокола управления передачей информации/протокола Интернет (TCP/IP):
· протокол управления передачей информации (TCP)делит слишком большие сообщения на фрагменты. Каждому фрагменту присваивается заголовок, объясняющий частью чего и какой частью по счету данный фрагмент является. При получении пакеты собираются, и сообщение восстанавливается в исходном виде.
· Интернет протокол (IP) – протокол, отвечающий за доставку отдельных пакетов по указанному адресу.
Для стандартных сервисов также стандартизируется и интерфейс взаимодействия с протоколами транспортного уровня. В частности, за каждым программным сервером резервируются стандартные номера TCP- и UDP-портов, которые остаются неизменными независимо от особенностей той или иной фирменной реализации как компонентов сервиса, так и транспортных протоколов. Номера портов клиентского программного обеспечения так жестко не регламентируются. Это объясняется следующими факторами:
· во-первых, на пользовательском узле может функционировать несколько копий клиентской программы, и каждая из них должна однозначно идентифицироваться транспортным протоколом, т.е. за каждой копией должен быть закреплен свой уникальный номер порта;
· во-вторых, клиенту важна регламентация портов сервера, чтобы знать, куда направлять запрос, а сервер сможет ответить клиенту, узнав адрес из поступившего запроса.
В приведенной ниже табл. 1 перечислены стандартные номера портов для основных сервисов [14].
Таблица 1
Стандартные номера портов для основных сервисов
Компонент службы | Номер порта | Транспортные протоколы |
Электронная почта | ||
SMTP-сервер | TCP | |
POP3-сервер | TCP | |
IMAP-сервер | TCP | |
Телеконференции | ||
NNTP-сервер | TCP | |
FTP | ||
FTP-сервер | 20, 21 | TCP |
Telnet | ||
Telnet-сервер | TCP | |
WWW | ||
HTTP-сервер | TCP | |
DNS | ||
DNS-сервер | TCP, UDP |
К режимам связи ИНТЕРНЕТ относятся [14]:
· (On-line): Режим реального времени позволяет в считанные секунды соединяться с любым компьютером, независимо от географического расположения. Удобен для доступа к онлайновым видам информационного сервиса: WWW, FTP и др.
· (Off-line): Электронная почта (E-Mail) в пакетном режиме (UUPC) − позволяет только получать и отправлять электронные письма. Хороша электронная почта тем, что не требует от пользователя постоянных активный действий. Обмен электронными сообщениями происходит в удобное для пользователя время.